УИД № 57RS0022-01-2023-000224-52 Производство № 2-1708/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Василия Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Потапов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ответчика от (дата обезличена) (номер обезличен) ему отказано в назначении пенсии, ввиду того, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец работал в колхозе «Рассвет» (КСП «Гнездиловское») Гнездиловского сельского совета (адрес обезличен) Орловской области, в качестве адреса местонахождения которого согласно решению Малого совета (адрес обезличен) Совета народных депутатов Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) юридический адрес КСП «Гнездиловское» указан: п/о Гнездилово Генздиловского с/совета (адрес обезличен) Орловской области. Вместе с тем населенный пункт п/о Гнездилово соответствующими перечнями населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному заражению, не поименован.
Истец считает данный отказ неправомерным, поскольку КСП «Гнездиловское», где им осуществлялась трудовая деятельность в рассматриваемый период, находилось в д. Гнездилово, относившейся к зоне проживания с правом на отселение.
В связи с изложенным истец просил суд признать за ним право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 год, возложив на ответчика обязанность назначить пенсию и производить ее выплату с момента возникновения права с (дата обезличена), взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Потапов В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям иска.
Представитель ответчика – Чеботарева О.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих работу в спорный период на загрязненной территории, а также фактическое местонахождение организации, в которой им осуществлялась трудовая деятельность.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
В силу ст. 33 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Исходя из вышеуказанных Перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – д. (адрес обезличен) Орловской области относился к зоне проживания с правом на отселение с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Как видно из материалов дела, (дата обезличена) Потапов В.В. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в зоне проживания с правом на отселение.
Однако решением ответчика (номер обезличен) от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости в связи с работой в зоне проживания с правом на отселение Потапову В.В. было отказано в связи с отсутствием права. При этом указано в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) Потапов В.В. работал в колхозе «Рассвет» (КСП «Гнездиловское») Гнездиловского сельского совета (адрес обезличен) Орловской области, в качестве адреса местонахождения которого согласно решению Малого совета (адрес обезличен) Совета народных депутатов Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) юридический адрес КСП «Гнездиловское» указан: п/о Гнездилово Генздиловского с/совета (адрес обезличен) Орловской области. Вместе с тем населенный пункт п/о Гнездилово соответствующими перечнями населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному заражению, не поименован.
Обращаясь в суд с иском, Потапов В.В. ссылался на то, что он в (дата обезличена) гг. работал в колхозе «Рассвет» (КСП «Гнездиловское») Гнездиловского сельского совета (адрес обезличен) Орловской области, находившемся в (адрес обезличен).
При разрешении спора судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке Потапов В.В. с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал в колхозе «Рассвет» (КСП «Гнездиловское») Гнездиловского сельского совета (адрес обезличен) Орловской области, что стороной ответчика не оспаривается.
Согласно решению Малого совета (адрес обезличен) Совета народных депутатов Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) колхоз «Рассвет» переименован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «Гнездиловское», в качестве юридического адреса указано: (адрес обезличен).
Вместе с тем, из представленных БУ ОО «Государственный архив Орловской области» из фонда Управления сельского хозяйства и продовольствия Орловской области копий фрагментов годового отчета колхоза «Рассвет» Гнездиловского сельсовета (адрес обезличен) Орловской области за 1985 г., баланса предприятия КСП «Гнездиловское» (адрес обезличен) Орловской области на (дата обезличена), (дата обезличена) из отчетов об основной деятельности колхозов и сельскохозяйственных предприятий (адрес обезличен) Орловской области за 1985, 1993, 1995 гг. усматривается, что в качестве местонахождения колхоза «Рассвет» и КСП «Гнездиловское» указывается населенный пункт д. (адрес обезличен) Орловской области.
Таким образом, вышеприведенные доказательства в своей совокупности вопреки доводам представителя ответчика свидетельствуют о том, что колхоз «Рассвет» Гнездиловского сельского совета (адрес обезличен) Орловской области, переименованный в КСП «Гнездиловское», в котором Потапов В.В. был трудоустроен, фактически располагался в д. (адрес обезличен) Орловской области, то есть населенном пункте, отнесенном к территории проживания с правом на отселение.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, стороной ответчика вопреки требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Принимая во внимание, что Потапов В.В. с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с правом на отселение, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о признании за Потаповым В.В. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Потапов В.В. в указанный период работал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Потапова В.В. с момента достижения возраста 59 лет, то есть с (дата обезличена), и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, а факт обращения к ответчику имел место до достижения пенсионного возраста, суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня возникновения права на нее.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Потапова Василия Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Потаповым Василием Васильевичем право на назначение пенсии в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Потапову Василию Васильевичу с (дата обезличена).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Потапова Василия Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2023 г.
Судья В.С. Агибалов