Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-525/2023 (2-6367/2022;) ~ М-4386/2022 от 04.08.2022

Дело № 2-525 (2023)

59RS0007-01-2022-006104-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2023 года                                       г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Цветковой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Глуховой О.Р.,

с участием помощника прокурора Гладких Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации г. Перми о признании дорожных проездов бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Перми о признании дорожных проездов бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности, указав в заявлении, что прокуратурой в ходе надзорных мероприятий выявлено бездействие Администрации г. Перми по принятию в муниципальную собственность проездов, расположенных на территории Свердловского района г. Перми. Проведенной проверкой установлено, что МКД по <адрес> расположен в границах земельного участка с кадастровым номером по <адрес>. Помимо данного дома на указанном земельном участке расположены МКД по <адрес>, а также часть административного здания по <адрес>. По информации, предоставленной Администрацией Свердловского района г. Перми проезд по <адрес> (вдоль МКД , и по <адрес>) в перечне содержания дорог отсутствует. В связи с чем, администрацией района в ДД.ММ.ГГГГ начат процесс паспортизации проезда. ДД.ММ.ГГГГ администрация района направила информацию в управление внешнего благоустройства администрации г. Перми о целесообразности принятия проездов в муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ управлением в принятии положительного решения отказано, в связи с отсутствием красных линий, определяющих границы территории общего пользования. Администрацией района в адрес ДГА направлены запросы о рассмотрении возможности внесения красных линий, определяющих границы территории общего пользования для дальнейшей возможности внесения красны линий, определяющих границы территории общего пользования для дальнейшей возможности принятия проездов в муниципальную собственность. По представленной информации ДГА следует, что средства бюджета г. Перми на разработку документации по планировке территории не предусмотрены. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми направлено письмо о выделении дополнительного финансирования на проведение мероприятий по установке красных линий, определяющих границы территории общего пользования. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ДГА и ДДБ направлено письмо о поручении МКУ «Институт территориального планирования» изготовления документации по планированию территории. ДД.ММ.ГГГГ ДГА в адрес администрации района сообщено об отсутствии финансирования на разработку документации по планировке территории и длительности процедуры внесения изменений, в связи с необходимостью направления предложений для рассмотрения на очередном заседании Пермской городской Думы. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ДДБ и ДГА направлено письмо о необходимости установления красных линий, ДД.ММ.ГГГГ в установлении красных линий в отношении проезда от <адрес> до <адрес> отказано. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ДДБ вновь направлено письмо о целесообразности проведения процедуры приема проездов в муниципальную собственность (в отношении 56 объектов). Таким образом, установлено длительное бездействие администрации г. Перми по принятию в муниципальную собственность 56 расположенных на территории Свердловского района г. Перми проездов, в связи с чем, права жителей района на благоприятные условия проживания нарушены. Факты бездействия по паспортизации автомобильных дорог ранее отражались в представлении, вынесенным прокуратурой в адрес администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, однако ситуация по паспортизации дорог существенно не изменилась. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ представление было рассмотрено, сформирована позиция о целесообразности/нецелесообразности принятия в муниципальную собственность указанных проездов. Согласно приложения к письму только в отношении 3 проездов принято решение о целесообразности принятия в муниципальную собственность. Согласно дополнительного ответа начата процедура приобретения в муниципальную собственность 6 проездов. Просит признать бесхозяйной недвижимой вещью следующие проезды:

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 150 м);

- проезд от <адрес> до здания в по <адрес> (протяженность 451 м);

- проезд от <адрес> до здания , <адрес> (протяженность 171 м);

- внутриквартальный проезд, от <адрес> до границ многоквартирного <адрес> (43 м.);

- проезд от <адрес> вдоль здания <адрес> до <адрес> (протяженность 650 м.);

- проезд от <адрес> до здания , <адрес> (протяженность 750 м);

- проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого дома по <адрес>, границ земельного участка с кадастровым номером ) (протяженность 43 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> вдоль многоквартирных домов по <адрес> по <адрес> (протяженность 169);

- проезд между домом а и домом по <адрес>, далее вдоль <адрес> (протяженность 151 м);

- проезд от <адрес> до <адрес>. (протяженность 727);

- внутриквартальный проезд от <адрес> в районе <адрес> до <адрес> (протяженность 67 м.);

- проезд от <адрес> вдоль <адрес> до <адрес> до проезда (протяженность 141 м);

- проезд от <адрес> дому по <адрес> (протяженность 115 м);

- проезд, ведущий к СНТ «Мечта» от Бродовского тракта до границы территории <адрес> (протяженность 614 м);

- проезд от здания лит. г по <адрес>, до <адрес> (протяженность 371 м);

- проезд от автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером далее до <адрес>, далее до <адрес> (протяженность 177);

- проезд от <адрес> до садового коммерческого товарищества «Коллективный сад » (протяженность 185 м);

- проезд по <адрес> до садового некоммерческого товарищества «Коллективный сад » (протяженность 185 м);

- проезд от <адрес> тракт до здания по <адрес> (протяженность 334 м);

- проезд от <адрес> тракт до садового некоммерческого товарищества «Инкар-233» (протяженность 223 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> вдоль <адрес> до границы придомовой территории Куйбышева по <адрес> (кадастровый ) (протяженность 88 м);

- проезд от <адрес> до места сбора накопления отходов у <адрес>, (протяженность 45м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль домов и по <адрес> до границ придомовой территории с кадастровым номером <адрес>) (протяженность 71м);

- проезд от <адрес>, между домами , по <адрес> до границы многоквартирного <адрес> (протяженность 51м);

- проезд от <адрес> от <адрес> вдоль <адрес>, далее до границ земельного участка МАДОУ «Детский сад » <адрес> с кадастровым номером (протяженность 42м);

- проезд от <адрес> между зданиями и по <адрес> до границы земельного участка с кадастровым номером (протяженность 45м);

- проезд от дублера по <адрес> вдоль здания Г по <адрес> (протяженность 56м);

- проезд вдоль здания по <адрес> (протяженность 30 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> между домами и по <адрес> (протяженность 25 м);

- проезд от <адрес> вдоль зданий , 6,3 по <адрес> (протяженность 285 м); проезд от <адрес> вдоль здания г по <адрес>, далее между зданиями и по <адрес> (протяженность 31 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до здания а по <адрес> (протяженность 88м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (проезд 20 м); внутриквартальный проезд от Комсомольского проспекта до <адрес> по Комсомольскому проспекту (протяженность 45м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 50 м);

- проезд от <адрес> (Голый мыс) до границы СНГ «Нива» (протяженность 1390м);

- проезд от <адрес> вдоль <адрес>, домов и по <адрес> (протяженность 309 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 102 м);

- проезд от <адрес> между домами и по <адрес> до <адрес> проспекта (протяженность 185);

- проезд от <адрес> между домами а и по <адрес>, вдоль домов и по <адрес> до <адрес> (протяженность 457 м);

- проезд от <адрес> вдоль многоквартирных жилых домов по <адрес> (протяженность 326 м); внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 326 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 170 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 108 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 29м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес>, (протяженность 45м);

- автомобильная дорога от <адрес> вдоль <адрес>, далее между домами и по <адрес> до <адрес>;

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (165 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> до <адрес> (протяженность 191 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 50 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до границ придомовой территории <адрес> (протяженность 150);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль МАДОУ «Детский сад » <адрес> до многоквартирного <адрес> (протяженность 304 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 119 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до границы придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 35м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 46 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 239м).

Возложить обязанность на Администрацию г. Перми обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещью объектов улично-дорожной сети.

Помощник прокурора в судебном заседании доводы заявления поддержал, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Ответчики в судебное заседание представителей не направили, извещались своевременно и надлежаще.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещались.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 1, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями статей 3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, предусмотрено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Решение Пермской городской думы от 28.08.2007 г. № 185 «Об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми» определяет, что главный распорядитель бюджетных средств города Перми – орган местного самоуправления, орган администрации города Перми, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, определенные ведомственной структурой расходов бюджета города.

Согласно Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в собственность муниципального образования город Пермь, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 г. № 130, определены требования к процедурам, из которых следует, что выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество (п. 3.1). Территориальный орган (п. 3.2): 3.2.1. при поступлении (выявлении) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество: 3.2.1.1. принимает от собственника или уполномоченного им на то лица заявление об отказе от права собственности на недвижимое имущество с приложением следующих документов: копий правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности на недвижимое имущество; копии документа, удостоверяющего личность (для гражданина); копий документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица (для юридических лиц); копии нотариально удостоверенной доверенности на право подписания и подачи от имени собственника заявления об отказе от права собственности на недвижимое имущество (если заявление об отказе от права собственности на недвижимое имущество подает уполномоченное собственником лицо); 3.2.1.2. осуществляет получение документов, выданных уполномоченным органом, подтверждающих регистрацию в ЕГРН права собственности на недвижимое имущество за собственником, который отказывается от права собственности на недвижимое имущество. 3.2.2. в течение 3 рабочих дней со дня непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае если объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, является объектом газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерно-технического обеспечения, имеющие признаки бесхозяйного недвижимого имущества, объекты инженерно-технического обеспечения), дополнительно - в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения, имеющим признаки бесхозяйного недвижимого имущества (далее - специализированная организация).

Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней со дня непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество.

По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект (наименование, местоположение, примерные сведения о площади, протяженности, глубине, глубине залегания, объеме, высоте, площади застройки, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, дополнительно: в акте осмотра технического состояния объекта указываются сведения о правообладателях сетей, сети которых непосредственно соединены (присоединены) с объектами инженерно-технического обеспечения, имеющими признаки бесхозяйного недвижимого имущества, - в случае наличия непосредственного соединения (присоединения) объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества к сетям правообладателей; составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000 - в отношении линейных объектов.

Участие отраслевой муниципальной организации в совместном обследовании объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, является обязательным.

При неявке представителя специализированной организации на проведение совместного обследования объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, обследование осуществляется в отсутствие специализированной организации, о чем делается соответствующая отметка в акте осмотра технического состояния объекта.

Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.

В случае уклонения или отказа специализированной организации от подписания акта осмотра технического состояния объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, указанный акт составляется в отсутствие подписи представителя специализированной организации, о чем делается соответствующая отметка в акте;

3.2.3. в течение 45 дней со дня непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет получение документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:

документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не было зарегистрировано указанными органами (организациями);

документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;

документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано в ЕГРН.

3.2.4. после поступления документов, указанных в пунктах 3.2.1.1, 3.2.1.2 настоящего Регламента, в случае поступления (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество, или указанных в пункте 3.2.3 настоящего Регламента, в случае непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, с учетом целевого назначения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в функциональный орган указанные документы для получения одного из заключений, предусмотренных пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, с приложением акта осмотра технического состояния объекта, подготовленного в соответствии с пунктом 3.2.2 настоящего Регламента, а в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, дополнительно: схемы объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, в масштабе не менее 1:1000 - в отношении линейных объектов; документации о правообладателях сетей, к которым объект инженерно-технического обеспечения, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, непосредственно соединен (присоединен) (информация по каждой точке присоединения объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества), - в случае наличия непосредственного соединения (присоединения) объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, к сетям правообладателей;

документации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества;

актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения (при предоставлении специализированными организациями или потребителями);

информации ресурсоснабжающей организации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного, либо справки ресурсоснабжающей организации об отсутствии такой информации.

В случае поступления документов о собственнике объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, выявленного бесхозяйного объекта и (или) его намерении по осуществлению полномочий собственника и надлежащему содержанию в отношении указанных объектов либо поступления заключения, предусмотренного абзацем третьим пункта 3.3.1 настоящего Регламента, территориальный орган прекращает выполнение мероприятий, предусмотренных настоящим Регламентом в отношении объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, выявленного бесхозяйного объекта, и в течение 30 дней со дня поступления в территориальный орган документов, указанных в настоящем пункте, сообщает данную информацию функциональному органу, предусмотренному пунктом 3.3 настоящего Регламента, департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА) для размещения сведений о таком объекте в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности Пермского края (далее - ГИСОГД), а также лицу, представившему первичную информацию об объекте, имеющем признаки бесхозяйного недвижимого имущества, о выявленном бесхозяйном объекте;

3.2.5. в течение 90 дней со дня получения заключения, предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на него.

Территориальным органом Администрации г. Перми являются Администрации районов, что определено решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, финансирование территориального органа осуществляется за счет средств бюджета города Перми (п. 1.9).

В соответствии с Типовым положениям о Территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29 декабря 2013 года № 7, в пределах административных границ территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: организует и контролирует мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов, за исключением трамвайных путей, включая покрытие проезжей части (трамвайного полотна) в границах конструктивных элементов трамвайных путей, и контактно-кабельной сети городского наземного электрического транспорта; обеспечивает контроль за выполнением работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам, территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на указанных территориях объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами в соответствии с правовыми актами администрации города Перми; проводит работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, сетей ливневой канализации, сетей наружного освещения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 4.2 СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*», утвержденным Приказом Минстроя России от 9 февраля 2021 года № 53/пр, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей (приложение А) и пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.

Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению жителей микрорайона ЖК «Арсенал» о соблюдении требований законодательства о благоустройстве и законодательства о безопасности дорожного движения проведена проверка, в ходе которой установлено длительное бездействие администрации г. Перми по принятию в муниципальную собственность 56 расположенных на территории Свердловского района г. Перми проездов, в связи с чем, права жителей района на благоприятные условия проживания нарушены.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Свердловского района г. Перми в адрес Главы города г. Перми направлено представление об устранении нарушения.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении 56 бесхозяйных проездов на территории Свердловского района администрацией г. Перми сформирована позиция о целесообразности/целесообразности принятия в муниципальную собственность, согласно которой только в отношении 3 проездов принято решение о целесообразности принятия в муниципальную собственность.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми (ДДБ) в адрес администрации Свердловского района г. Перми направлено заключение об обоснованности и целесообразности принятия выявленных бесхозяйных объектов автомобильных дорог в муниципальную собственность.

В период ДД.ММ.ГГГГ г.г. между Администрацией Свердловского района г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Департаментом дорог и благоустройства, Департаментов градостроительства и архитектуры велась переписка относительно выявленных бесхозяйных объектов автомобильных дорог и решения вопроса о принятии их в муниципальную собственность. Вместе с тем, какого-либо результата достигнуто не было.

Как следует из ответа Росреестра, сведения о принадлежности спорных 56 дорожных проездов отсутствуют. По сведениям ЦТИ, 56 спорных проездов не поставлены на технический учет, сведениями о зарегистрированных правах архив не располагает.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные проезды не находится в чьей-либо собственности, балансодержатель не установлен, доказательств обратного сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорные проезды являются бесхозяйной недвижимой вещью.

Суд считает, что непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на указанные объекты, уклонение от учета бесхозяйного имущества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает для муниципального образования не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и предпосылки к нарушению норм действующего законодательства и препятствия к осуществлению контроля за их техническим состоянием, а в случае ее несоответствия предъявленным требованиям - невозможности приведения в надлежащее состояние и возникновению аварийных ситуаций.

При таких обстоятельства, учитывая, что спорные проезды расположены в административных границах муниципального образования г. Пермь, суд соглашается с доводами прокурора, о том, что не обращение администрации г. Пермь в уполномоченный орган с заявлением о принятии спорного участка дороги на учет в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку собственники бесхозяйных объектов неизвестны, в течение установленного времени никто своих прав на данные объекты недвижимости не заявлял, суд полагает, что спорные проезды следует признать бесхозяйными и обязать муниципальное образование г. Пермь в лице администрации г. Перми обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении спорных проездов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бесхозяйной недвижимой вещью следующие проезды:

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 150 м);

- проезд от <адрес> до здания в по <адрес> (протяженность 451 м);

- проезд от <адрес> до здания , <адрес> (протяженность 171 м);

- внутриквартальный проезд, от <адрес> до границ многоквартирного <адрес> (43 м.);

- проезд от <адрес> вдоль здания <адрес> до <адрес> (протяженность 650 м.);

- проезд от <адрес> до здания , <адрес> (протяженность 750 м);

- проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого дома по <адрес>, границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:441944:26) (протяженность 43 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> вдоль многоквартирных домов по <адрес> по <адрес> (протяженность 169);

- проезд между домом а и домом по <адрес>, далее вдоль <адрес> (протяженность 151 м);

- проезд от <адрес> до <адрес>. (протяженность 727);

- внутриквартальный проезд от <адрес> в районе <адрес> до <адрес> (протяженность 67 м.);

- проезд от <адрес> вдоль <адрес> до <адрес> до проезда (протяженность 141 м);

- проезд от <адрес> дому по <адрес> (протяженность 115 м);

- проезд, ведущий к СНТ «Мечта» от Бродовского тракта до границы территории <адрес> (протяженность 614 м);

- проезд от здания лит. г по <адрес>, до <адрес> (протяженность 371 м);

- проезд от автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером далее до <адрес>, далее до <адрес> (протяженность 177);

- проезд от <адрес> до садового коммерческого товарищества «Коллективный сад » (протяженность 185 м);

- проезд по <адрес> до садового некоммерческого товарищества «Коллективный сад » (протяженность 185 м);

- проезд от <адрес> тракт до здания по <адрес> (протяженность 334 м);

- проезд от <адрес> тракт до садового некоммерческого товарищества «Инкар-233» (протяженность 223 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> вдоль <адрес> до границы придомовой территории Куйбышева по <адрес> (кадастровый ) (протяженность 88 м);

- проезд от <адрес> до места сбора накопления отходов у <адрес>, (протяженность 45м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль домов и по <адрес> до границ придомовой территории с кадастровым номером <адрес>) (протяженность 71м);

- проезд от <адрес>, между домами , по <адрес> до границы многоквартирного <адрес> (протяженность 51м);

- проезд от <адрес> от <адрес> вдоль <адрес>, далее до границ земельного участка МАДОУ «Детский сад » <адрес> с кадастровым номером (протяженность 42м);

- проезд от <адрес> между зданиями и по <адрес> до границы земельного участка с кадастровым номером (протяженность 45м);

- проезд от дублера по <адрес> вдоль здания Г по <адрес> (протяженность 56м);

- проезд вдоль здания по <адрес> (протяженность 30 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> между домами и по <адрес> (протяженность 25 м);

- проезд от <адрес> вдоль зданий по <адрес> (протяженность 285 м); проезд от <адрес> вдоль здания г по <адрес>, далее между зданиями и по <адрес> (протяженность 31 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до здания а по <адрес> (протяженность 88м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (проезд 20 м); внутриквартальный проезд от Комсомольского проспекта до <адрес> по Комсомольскому проспекту (протяженность 45м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 50 м);

- проезд от <адрес> (Голый мыс) до границы СНГ «Нива» (протяженность 1390м);

- проезд от <адрес> вдоль <адрес>, домов и по <адрес> (протяженность 309 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 102 м);

- проезд от <адрес> между домами и по <адрес> до <адрес> проспекта (протяженность 185);

- проезд от <адрес> между домами а и по <адрес>, вдоль домов и по <адрес> до <адрес> (протяженность 457 м);

- проезд от <адрес> вдоль многоквартирных жилых домов по <адрес> (протяженность 326 м); внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 326 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 170 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 108 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 29м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес>, (протяженность 45м);

- автомобильная дорога от <адрес> вдоль <адрес>, далее между домами и по <адрес> до <адрес>;

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (165 м);

- проезд от <адрес> до <адрес> до <адрес> (протяженность 191 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 50 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до границ придомовой территории <адрес> (протяженность 150);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль МАДОУ «Детский сад » <адрес> до многоквартирного <адрес> (протяженность 304 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> вдоль многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 119 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до границы придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 35м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до многоквартирного жилого <адрес> (протяженность 46 м);

- внутриквартальный проезд от <адрес> до <адрес> (протяженность 239м).

Обязать Муниципальное образование г. Пермь в лице администрации г. Перми обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении вышеуказанных проездов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2023 г.

Судья                                     Цветкова Н.А.

2-525/2023 (2-6367/2022;) ~ М-4386/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Свердловского района г. Перми
Ответчики
Муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми
Администрация Свердловского района г. Перми
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
МКУ "Пермьблагоустройство"
Отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Цветкова Наталья Александровна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2022Предварительное судебное заседание
22.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2022Предварительное судебное заседание
31.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2022Предварительное судебное заседание
30.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.02.2023Предварительное судебное заседание
03.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.03.2023Предварительное судебное заседание
17.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2023Предварительное судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее