Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-223/2022 ~ М-200/2022 от 01.04.2022

№ 2-223/2022

УИД 56RS0028-01-2022-000293-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года п. Переволоцкий

Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре судебного заседания Бикбаеве И.Г. с участием представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Филипповой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны в отношении водозаборных скважин,

установил:

истец прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, муниципальной собственности, санитарно-эпидемиологического законодательства в администрации Мамалаевский сельсовет, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства.

В ходе проверки установлено, что на территории МО Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района расположено ... объекта водоснабжения: водозаборная скважина с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером .

Вместе с тем, в нарушение норм федерального законодательства на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.

Данный факт подтверждается информацией администрации муниципального образования, а также информацией начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>.

Отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны создает реальную угрозу загрязнения водного объекта, что может повлечь ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также угрозу возникновения заболеваний лиц, проживающих на территории населенных пунктов и иных лиц, пользующихся водой.

При этом именно администрация сельского поселение как собственник указанных систем водоснабжения должна исполнить обязанность по организации разработки проекта зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны.

Просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать администрацию муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны в отношении водозаборных скважин с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , расположенных на территории муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в течении ... года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Переволоцкого района Филиппова Г.В. иск поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Выслушав представителя истца помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласноп. 4 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные нормы закреплены в ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».

Исходя из положений статей 125, 210 и 215 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, в частности в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 18 закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.

В ч. 1 ст. 55 ВК РФ предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Органы местного самоуправления сельского поселения реализуют полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, муниципальной собственности, санитарно-эпидемиологического законодательства в администрации Мамалаевский сельсовет, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области расположено ... объекта водоснабжения: водозаборная скважина с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером .

Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.

Данный факт подтверждается информацией администрации муниципального образования, а также информацией начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>.

Отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны создает реальную угрозу загрязнения водного объекта, что может повлечь ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также угрозу возникновения заболеваний лиц, проживающих на территории населенных пунктов и иных лиц, пользующихся водой.

При этом именно администрация сельского поселение как собственник указанных систем водоснабжения должна исполнить обязанность по организации разработки проекта зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны.

Суд приходит к выводу, что на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.

В связи с изложенным суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.04.2022.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-223/2022 ~ М-200/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Переволоцкого района
Ответчики
Администрация МО Мамалаевский сельсовет
Суд
Переволоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Чарикова Тамара Николаевна
Дело на сайте суда
perevolotsky--orb.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
05.06.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее