Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-11/2023 от 13.01.2023

УИД 04MS0051-01-2022-004205-80

Дело 11-11/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 февраля 2023 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Жамсарановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Иванова на решение мирового судьи судебного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоАльянс» к Иванова о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, государственной пошлины,

установил:

ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с иском, требуя взыскать с Иванова задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1505,35 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ЭкоАльянс» за указанный период времени оказывало услуги по обращению с ТКО по адресу ..., однако, ответчик, являясь собственником (пользователем) жилого помещения, свои обязательства по оплате надлежащим образом не исполнила, в результате чего образовалась задолженность.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Поспелова С.В., Поспелов В.А.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ООО ЭкоАльянс» по доверенности Федорова М.П. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик Иванова с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в указанный период она не являлась ни собственником, ни пользователем жилого помещения по адресу .... Ее регистрация носит формальный характер, фактически она проживает по адресу ...20, по этому адресу оплачивает коммунальные услуги. Просила в иске отказать.

В судебное заседание третьи лица Поспелова С.В., Поспелов В.А. не явились, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.

Решением мирового судьи судебного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены, с Иванова в пользу ООО «ЭкоАльянс» взыскана задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1505,35 рублей, расходы по оплате госпошлины 400 рублей.

Не согласившись с указанным решением ответчиком Иванова подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указано, что мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применен закон, не приняты во внимание представленные ей доказательства, свидетельствующие об отсутствии зарегистрированного за ней права собственности на объекты недвижимости по данному адресу, фактическому не проживанию по данному адресу с 2012г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Иванова доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что истцом коммунальная услуга не предоставлялась, иначе истцу должно было быть известно о фактических пользователях данной услуги. Просила решение мирового судьи отменить.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Федорова М.П. с апелляционной жалобой не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что ответчик зарегистрирована по данному адресу и в соответствии с действующим законодательством должна производить оплату за оказанные услуги по вывозу ТКО. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Третьи лица Поспелова, Поспелов в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").

Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Региональным оператором в Республики Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «ЭкоАльянс», это единственная организация, уполномоченная в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в том числе и ... в ....

... входит в границы деятельности регионального оператора, вывоз твердых бытовых отходов производится ООО «ЭкоАльяннс» в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пункте 4.2 указанного соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Фактически свои полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоАльянс" в ... осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции установил, что согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 26.07.2022г. Иванова является собственником жилого дома по адресу ..., с 02.04.2012г. зарегистрирована по данному адресу. Также суд указал, что факт не проживания ответчика в спорный период в жилом доме сам по себе не может бесспорно свидетельствовать о том, что он не должен нести расходы по оплате коммунальных услуг, в т.ч. по вывозу ТКО.

Между тем, согласно вступившему в законную силу решения Советского районного суда ... от 30.09.2019г. по гражданскому делу ... признано отсутствующим право собственности Иванова на земельный участок по адресу .... Данным решением установлено, что Поспелова является его фактическим землепользователем.

Далее, вступившим в законную силу решением Советского районного суда ... от 09.01.2020г. по гражданскому делу ... установлено, что Иванова не является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:24:011225:3, расположенным по в адресу ..., у Поспелова сохранилось право пользования указанным земельным участком, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации за Поспелова сохраняется право пользования жилыми домами, расположенными на земельном участке.

Из текста апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 03.06.2020г. при рассмотрении дела ... следует - поскольку сделка на основании которой Иванова стала собственником спорных домов (по ...), признана недействительной, то, она не влечет юридических последствий. Соответственно Иванова были утрачены права на эту недвижимость. Ихотя государственная регистрация права собственности последней не исключена из ЕГРН, нельзя считать, что Иванова является собственником жилья, поскольку договору, на основании которого она приобрела право собственности. Был признан недействительным, иными словами он аннулирован. Правовых оснований, в силу которых Иванова может считаться титульным владельцев домов, также не имеется.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 29.06.2022г. при рассмотрении гражданского дела ... решение Советского районного суда ... от 02.03.2022г. по делу ... отменено, постановлено установить факт пользования Поспелова до 31.12.2010г. земельным участком, с кадастровым номером 03:24:011225:3, и расположенным на нем жилым домом, находящимся по адресу: .... При этом, по смыслу положений п.«д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002г. ...-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» истцу надлежало представить доказательства фактического пользования ею земельным участком в период до ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (до рассмотрения дела судом.)

Исходя из положений ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления и установленные ими обстоятельства являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Однако в нарушении данных положений судом первой инстанции не была дана оценка установленным вступившими в законную силу судебными актами обстоятельствам.

Доводы ответчика Иванова о том, что ее регистрация по месту жительства носит формальный характер и оплате услуг по обращению с ТКО по иному адресу (...), а также представленные ею квитанции по оплате данных услуг с июля 2019 по февраль 2021гг. судом оставлены без внимания.

По смыслу вышеприведенных положений и норм закона обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает у пользователей данной услуги, т.е. собственников ТКО. Между тем, материалами данного дела подтверждается, что ответчик Иванова в рассматриваемый период собственником и пользователем жилого дома по адресу ... не являлась, зарегистрирована по указанному адресу формально. Фактически в данный период времени пользователем указанного дома являлась семья Поспелова, при этом ответчик членом их семьи не является. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ООО «ЭкоАльянс» за счет Иванова у суда не имелось.

Поскольку требования истца о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО заявлены необоснованно, оснований для взыскания в пользу истца государственной пошлины согласно положениям ст.98 ГПК РФ не имеется.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.330 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоАльянс».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу Иванова удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоАльянс» к Иванова о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, государственной пошлины, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоАльянс» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Судья Б.И. Танганов

11-11/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
ООО "ЭкоАльянс"
Ответчики
Иванова Анна Юрьевна
Другие
Поспелов Виталий Анатольевич
Поспелова Светлана Васильевна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Танганов Борис Игоревич
Дело на сайте суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
13.01.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
13.01.2023Передача материалов дела судье
16.01.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
03.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Дело оформлено
06.03.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее