УИД 02RS0011-01-2023-000265-44
Дело № 2-291/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2023 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,
при секретаре М.О. Сенбиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении на ответчика обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:
-теплосети протяженностью 450 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>;
-теплосети протяженностью 1103 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>;
-теплосети протяженностью 170 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства (тепловые сети) в деятельности ответчика выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «О государственной регистрации недвижимости». <ДАТА> заключено трехстороннее концессионное соглашение между администрацией района, Министерством регионального развития РА и ООО «Алтай-Теплосервис» по передаче объектов теплоснабжения. В рамках указанного концессионного соглашения ресурсоснабжающей организации переданы 3 котельных, оформленные и находящиеся в собственности МО «Шебалинский район», и тепловые сети общей протяженностью 1723 м, которые учтены в реестре муниципальной собственности, но в отношении которых право муниципальной собственности не оформлено. Отсутствие закрепленного права собственности на вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства, нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного теплоснабжения, так как объект теплоснабжения, не имеющий собственника, может оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что впоследствии может повлиять на их надлежащую эксплуатацию. Кроме того, отсутствие правоустанавливающих документов на указанные сети влияет на установление тарифов на коммунальные услуги, так как затраты ресурсоснабжающей организации на содержание безхозяйных тепловых сетей не учитываются органом тарифного регулирования, а факт неоформления права собственности препятствует для утверждения инвестиционной программы и определения долгосрочных параметров, что делает неисполнимым концессионное соглашение. Также неисполнение администрацией МО «Шебалинский район» требований законодательства в сфере теплоснабжения влечет опасность возникновения угрозы здоровья граждан, пользующихся указанным объектом теплоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Шадрина Т.Ю. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Тайтаков А.П. в судебном заседании
Представитель третьего лица ООО «Алтай-Теплосервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 года) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ от 13.07.2015 года) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность органов местного самоуправления представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрена ст. 19 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Шебалинского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Шебалинский район», в ходе которой установлено, что в реестр муниципальной собственности МО «Шебалинский район» включено следующее недвижимое имущество, земельные участки с тепловыми сетями расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Судом установлено, что право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости органом местного самоуправления не зарегистрировано в установленном порядке.
Поскольку отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты недвижимости является препятствием для передачи их в установленном порядке для использования по назначению, осуществлению их содержания и ремонта, контроля за их техническим состоянием и эксплуатацией, нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного теплоснабжения, что свидетельствует о ненадлежащем учете муниципального имущества и нарушении требований действующего законодательства, суд находит исковое заявление прокурора Шебалинского района подлежащим удовлетворению в отношении следующего недвижимого имущества: теплосетей протяженностью 450 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>; теплосетей, протяженностью 1103 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>; теплосетей, протяженностью 170 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда, указанный в иске, - в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» удовлетворить.
На Администрацию МО «Шебалинский район» возложить обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:
-теплосети протяженностью 450 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>;
-теплосети протяженностью 1103 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>;
-теплосети протяженностью 170 м от котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2023.
Председательствующий Т.В. Поленникова