Дело <номер>
УИД 50RS0<номер>-43
Решение
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года <адрес>
Серпуховский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,
с участием истца Кузнецовой Л.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Кузнецовой Людмилы Валерьевны к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж,
Установил:
Истец Кузнецова Л.В. обратилась в суд и просит признать незаконным решение ГУ-ГУПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 18.02.2022 <номер> об исключении из специального стажа периодов работы с 06.08.1999 по 19.08.2001, с 20.08.2001 по 31.12.2002 и отменить его в оспариваемой части; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 06.08.1999 по 19.08.2001, с 20.08.2001 по 31.12.2002.
Свои требования мотивирует тем, что 19.10.2021 истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. 18.02.2022 ответчиком было отказано в установлении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Периоды работы с 06.08.1999 по 19.08.2001 в должности воспитателя, с 20.08.2001 по 31.12.2002 в должности социального педагога в специальный стаж не включены, так как данные периоды работы проходили в Социальном приюте для несовершеннолетних, который в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей не предусмотрен. Истец не согласна с данным отказом, поскольку наименование учреждения, в котором работала истец, неоднократно изменялось, вместе с тем, Кузнецова Л.В. продолжала занимать должность сначала воспитателя, затем социального педагога и исполнять обязанности по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении. Функциональные обязанности центра, как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись. При этом, следующий период работы с 01.01.2003 по 12.07.2005 в переименованном учреждении – МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и ГСУ МО «Серпуховский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ответчик включил в специальный педагогический стаж. В этот период Кузнецова Л.В. занимала должность социального педагога, как и в предыдущем периоде, который не был включен в специальный стаж.
Истец Кузнецова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений против заявленных требований не представил, об отложении слушания дела не просил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела Кузнецова Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 19.10.2021 (л.д.58-60).
Решением ГУ-ГУПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 18.02.2022 <номер> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.6-8,56-57). Ответчиком учтено в страховой стаж истца 28 лет 09 месяцев 23 дня, педагогический стаж работы на 31.12.2020 – 22 года 00 мес. 10 дней. Не включены в специальный стаж периоды работы истца 06.08.1999 по 31.12.2002 в должности воспитателя, социального педагога, таккак Списками не предусмотрено такое наименование учреждения как «Социальный приют для несовершеннолетних». Также не включены периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
В материалы дела представлена копия трудовой книжки Кузнецовой Л.В. с периодами ее трудовой деятельности, в том числе спорными (л.д.11-15).
На основании решения администрации г. Серпухов Московской области от 13.11.1995 № 55/29 создано муниципальное социально-воспитательное учреждение «Социальный приют для несовершеннолетних» в организационно-правовой форме «муниципальное социально-воспитательное учреждение»; утвержден устав учреждения (л.д. 36).
В соответствии с уставом Социальный приют для несовершеннолетних является муниципальным социально-воспитательным учреждением, которое оказывает на территории социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации (л.д. 27-35).
Постановлением Главы администрации г. Серпухов Московской области от 29.12.1995 № 1431, зарегистрировано муниципальное социально-воспитательное учреждение «Социальный приют для несовершеннолетних» по адресу: г. Серпухов, ул. Химиков, д. 15а (л.д. 26).
Приказом от 19.12.2002 № 155 изменено наименование муниципального воспитательного учреждения «Социальный приют для несовершеннолетних» на муниципальное специализированное учреждение года Серпухова «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (л.д. 38).
Согласно справке ГКУСО МО «Серпуховский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 28.04.2018 № 22, Кузнецова Л.В. работала в данном учреждении в период с 06.08.1999 по 19.08.2001 воспитателем в отделении реализации программ социальной реабилитации, с 20.08.2001 по 31.12.2008 социальным педагогом в отделении реализации программ социальной реабилитации, с 01.01.2009 по 04.06.2009 старшим воспитателем в отделении диагностики и социальной реабилитации, с 05.06.2009 по 28.02.2011 воспитателем в отделении диагностики и социальной реабилитации, с 01.03.2011 по 09.10.2015 социальным педагогом, в течение полного рабочего дня, имела педагогическую нагрузку в указанный период по 36 часов неделю (л.д.73).
Как следует из акта документальной проверки сведений о стаже от 06.12.2021, согласно табелям и лицевым счетам на заработную плату подтверждается работа Кузнецовой Л.В. за периоды с 06.08.1999 по 19.08.2001, с 05.06.2009 по 28.02.2011 в должности воспитателя на 1,0 ставку, с 20.08.2001 по 31.12.2008, с 01.03.2011 по 09.10.2015 в должности социального педагога на 1,0 ставку, с 01.01.2009 по 04.06.2009 в должности старшего воспитателя на 1,0 ставку. Периоды работы с 06.08.1999 по 19.08.2001 в должности воспитателя, с 20.08.2001 по 31.12.2002 в должности социального педагога в специальный стаж не засчитываются, так как данные периоды проходили в социальном приюте для несовершеннолетних который не предусмотрен Списками. Остальные периоды подлежат включению в специальный стаж, за исключением отпуска по уходу за ребенком и административных отпусков (л.д. 66-67).
Представлены должностные обязанности социального педагога и воспитателя (л.д. 39-47).
В материалы дела представлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кузнецовой Л.В., дата регистрации в системе образовательного пенсионного страхования 10.11.1997, отражены, в том числе, спорные периоды работы (л.д. 87-92).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).
Правительство Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшийся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 4 Правил N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренные в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
С учетом вышеприведенных положений закона, период работы Кузнецовой Л.В. с 06.08.1999 по 31.12.2002 в должности воспитателя, социального педагога социального приюта для несовершеннолетних подлежит включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Работа истца имела место в учреждении, предусмотренных соответствующим Списком и одновременно в указанных в этом Списке должностях.
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из п. 1.13 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.
Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
В периоды с 06.08.1999 по 19.08.2001, с 20.08.2001 по 31.12.2002 Кузнецова Л.В. работала в должности воспитателя и социального педагога, то есть в должности, которая предусмотрена в Списке. Трудовые функции в указанной должности истец осуществляла в отделении социальной реабилитации в государственных учреждениях, относящихся по виду к социальному приюту для детей и подростков, социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, которые указаны в п. 1.13 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в связи с чем указанная работа в соответствии с п. 11 приведенных выше Правил дает право на досрочное назначение пенсии.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным решения ГУ-ГУПФР №4 по г. Москве и Московской области от 18.02.2022 <номер> об отказе истцу в установлении пенсии, поскольку, принимая оспариваемое решение, ответчик руководствовался действующими Списками и Правилами, в которых отсутствует учреждение, в котором работала истец, самостоятельно оценивать характер и условия труда пенсионный орган не вправе.
Таким образом, исковые требования Кузнецовой Л.В. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Кузнецовой Людмилы Валерьевны (СНИЛС <номер>) к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №4 по г. Москве и Московской области (ИНН <номер>) удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Кузнецовой Людмилы Валерьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности воспитателя, социального педагога Социального приюта для несовершеннолетних с 06.08.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002.
Исковые требования Кузнецовой Людмилы Валерьевны о признании незаконным в части решения ГУ-УПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 18.02.2022 <номер> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение составлено 18.10.2022