Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3675/2019 ~ М-2843/2019 от 17.04.2019

№ 2-3675/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой .... к УПФ России по ...., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Новикова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края (далее – УПФР в ....). Просит признать решения УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ №Н-0189 незаконными, обязать включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 2000 год в ....вой санитарно – эпидемиологической станции; назначить досрочно пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно. Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Вышеуказанный период работы не был включен в специальный стаж, поскольку не установлена постоянная и непосредственная занятость в работе с радиоактивными веществами. Полагает, что отказ ответчика необоснован, поскольку справкой работодателя подтверждается ее занятость на работах, которые дают право на пенсию на льготных условиях.

Судом к участию в деле привлечено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....».

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по доводам заявления.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, пояснил, что не подтверждена постоянная занятость по работе истца по списку №2.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, защиты интересов Новиковой Н.В. в судебном заседании представителем.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон N 400-ФЗ различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального Закона N 400-ФЗ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. обратилась в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ Новиковой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В решении указано, что по представленным документам страховой стаж Новиковой Н.В. составляет – 29 лет 8 месяцев 29 дней, специальный стаж по Списку №2 – не установлен.

Не засчитан в специальный стаж период работы в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленными документами не подтверждена постоянная и непосредственная занятость с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по токсичности количества радиоактивных веществ.

ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. повторно обратилась в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Новиковой Н.В. указано на отсутствие льготного стажа.

Согласно сведениям трудовой книжки в отношении спорного периода Новикова Н.В.:

- ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера – лаборанта радиологической группы в ....вую санитарно – эпидемиологическую станцию (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ),

- ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность помощника санитарного отдела радиационной гигиены (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ),

- ДД.ММ.ГГГГ назначена помощником санитарного врача спектрометрологической лаборатории отдела физико – химических методов исследования радиологического центра (приказ а от ДД.ММ.ГГГГ),

- ДД.ММ.ГГГГ переведена помощником санитарного врача спектрометрологической лаборатории радиологического центра (приказ от ДД.ММ.ГГГГ),

- ДД.ММ.ГГГГ переведена помощником санитарного врача отделения спектрометрических исследований регионального радиологического центра (приказ от ДД.ММ.ГГГГ гола,

- ДД.ММ.ГГГГ переведена в отделение радиационной гигиены регионального радиологического центра на должность помощника санитарного врача (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

- ДД.ММ.ГГГГ переведена в отделение радиохимии и спектрометрии регионального радиологического центра отдела организации санитарно – гигиенического надзора помощником санитарного врача по радиационной гигиене (приказ а/к от ДД.ММ.ГГГГ),

- ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инженера в отделение отдела гигиенической экспертизы.

Оценивая обоснованность отказа ответчика в назначении досрочной пенсии по старости Новиковой Н.В., суд приходит к следующим выводам.

Закрепляя в Федеральном Законе N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года.);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).

При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Разделом XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено работникам учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающим с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ (код позиции 22600000-1754в).

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Из разъяснений, данных в Письме Минздрава РФ от 3 апреля 1998 года N 2510/3055-98-32 "О льготном пенсионном обеспечении работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений" следует, что работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0.1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ имеют право на льготную пенсию по Списку N 2, раздел XXIV, поз. 22600000.

Поскольку в разделе XXIV Списка №2 не указано (в закрытом или открытом виде) применяются радиоактивные вещества, то основным условием является активность на рабочем месте. Под рабочим местом понимается место (помещение) пребывание персонала для выполнения своих функциональных обязанностей в течение не менее половины своего рабочего времени или 2-х часов непрерывно. Если для выполнения своих производственных обязанностей работник должен находиться в различных местах помещения, то рабочим местом считается все помещение.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в .... ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» поданы пояснительные записки к корректирующим пачкам с ИС за 1 и 2 полугодие 2000 года, в соответствии с которыми Новикова Н.В. в период с 1998 года по 2002 год фактически работала менее 80% рабочего времени в особых условиях труда, предусмотренных Списками. Таким образом, был исключен код особых условий труда. Основанием выдачи пояснительной записки явились карта аттестации рабочих мест по условиям труда за 1998 – 2002 годы, журналы ежедневного индивидуального дозиметрического контроля.

В соответствии с ответом УПФР в ...., в 2003 году Управлением документальная проверка в отношении ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» не проводилась. В 2003 году страхователь самостоятельно выявил ошибку в предоставленных ранее сведениях по персонифицированному учету и предоставил корректирующие сведения за 2 полугодие 2000 года.

В пофамильном списке работников регионального радиологического центра отдела организации санитарно – гигиенического надзора, которые на основании карт аттестации рабочих мест за период с 1998 года по 2002 год заняты в работе с радиоактивными веществами менее 80% рабочего времени, указана Новикова Н.В. В 2003 года страхователем представлены корректирующие формы индивидуальных сведений застрахованных лиц, в том числе Новиковой Н.В. за 1998 – 2002 годы, в которых исключен код особых условий труда. В связи с чем, справка от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....», уточняющая особый характер работы Новиковой Н.В., не была принята УПФР в .....

Согласно справке, уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для подтверждения льготного стажа, выданной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Новикова Н.В. в спорные периоды занималась радиационным контролем за безопасностью условий труда на предприятиях, использующих в своей деятельности источники ионизирующих излучений и генерирующие источники ионизирующих излучению в рамках радиационного контроля проводила дозиметрические измерения качества защиты источников излучения (целостность контейнеров защитные свойства стен, потолков). Проверяла дозы облучения на рабочих местах персонала при нормальной эксплуатации источников излучения, а так же при ликвидации аварийных ситуаций. При участии Новиковой Н.В. были изменены условия труда с естественными радиоактивными веществами – бериллиевым концентратом на комбинате «Аврора», выявлено и ликвидировано радиоактивное загрязнение площадки под строительные здания с мощностью дозы на площадке 1000 мкР/час. При дозиметрическом контроле ликвидации аварий и аварийных ситуаций облучалась в дозах 10-15 МЗв, что в соответствует получаемым персоналом группы «А» - лицами, постоянно работающим с источником ионизирующих излучений.

Актом документальной проверки УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» справку от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющую особый характер работы Новиковой Н.В., отозвать как необоснованно выданную.

В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Выданная работодателем истца справка от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не была принята УПФР в ...., поскольку ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» предоставил пояснительную записку и откорректировал индивидуальные лицевые счета работников, в том числе Новиковой Н.В., поскольку они были заняты в работе с радиоактивными веществами менее 80% рабочего времени в период с 1998 по 2002 годы, исключив код особых условий труда.

Доказательств, которые могли бы подтвердить занятость Новиковой Н.В. 80% рабочего времени в условиях труда, предусмотренных Списками, истцом не представлено.

Суд полагает необходимым отметить следующее.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Новиковой Н.В. отражены без указания кода льготных условий труда.

На основании изложенного, требования Новиковой Н.В. о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию суд оставляет без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Новиковой .... к УПФ России по ...., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

....

2-3675/2019 ~ М-2843/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новикова Наталья Васильевна
Ответчики
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае
ГУ УПФ РФ г. Барнаула
Другие
Ростовцева Анастасия Евгеньевна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
17.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2019Передача материалов судье
22.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.05.2019Предварительное судебное заседание
06.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2019Дело оформлено
03.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее