№ 2-3675/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой .... к УПФ России по ...., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Новикова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края (далее – УПФР в ....). Просит признать решения УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №Н-0189 незаконными, обязать включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 2000 год в ....вой санитарно – эпидемиологической станции; назначить досрочно пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно. Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Вышеуказанный период работы не был включен в специальный стаж, поскольку не установлена постоянная и непосредственная занятость в работе с радиоактивными веществами. Полагает, что отказ ответчика необоснован, поскольку справкой работодателя № подтверждается ее занятость на работах, которые дают право на пенсию на льготных условиях.
Судом к участию в деле привлечено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....».
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по доводам заявления.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, пояснил, что не подтверждена постоянная занятость по работе истца по списку №2.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, защиты интересов Новиковой Н.В. в судебном заседании представителем.
Выслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон N 400-ФЗ различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального Закона N 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. обратилась в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ № Новиковой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В решении указано, что по представленным документам страховой стаж Новиковой Н.В. составляет – 29 лет 8 месяцев 29 дней, специальный стаж по Списку №2 – не установлен.
Не засчитан в специальный стаж период работы в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленными документами не подтверждена постоянная и непосредственная занятость с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по токсичности количества радиоактивных веществ.
ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. повторно обратилась в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Новиковой Н.В. указано на отсутствие льготного стажа.
Согласно сведениям трудовой книжки в отношении спорного периода Новикова Н.В.:
- ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера – лаборанта радиологической группы в ....вую санитарно – эпидемиологическую станцию (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ),
- ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность помощника санитарного отдела радиационной гигиены (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ),
- ДД.ММ.ГГГГ назначена помощником санитарного врача спектрометрологической лаборатории отдела физико – химических методов исследования радиологического центра (приказ №а от ДД.ММ.ГГГГ),
- ДД.ММ.ГГГГ переведена помощником санитарного врача спектрометрологической лаборатории радиологического центра (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
- ДД.ММ.ГГГГ переведена помощником санитарного врача отделения спектрометрических исследований регионального радиологического центра (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ гола,
- ДД.ММ.ГГГГ переведена в отделение радиационной гигиены регионального радиологического центра на должность помощника санитарного врача (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
- ДД.ММ.ГГГГ переведена в отделение радиохимии и спектрометрии регионального радиологического центра отдела организации санитарно – гигиенического надзора помощником санитарного врача по радиационной гигиене (приказ №а/к от ДД.ММ.ГГГГ),
- ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инженера в отделение отдела гигиенической экспертизы.
Оценивая обоснованность отказа ответчика в назначении досрочной пенсии по старости Новиковой Н.В., суд приходит к следующим выводам.
Закрепляя в Федеральном Законе N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Разделом XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено работникам учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающим с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ (код позиции 22600000-1754в).
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Из разъяснений, данных в Письме Минздрава РФ от 3 апреля 1998 года N 2510/3055-98-32 "О льготном пенсионном обеспечении работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений" следует, что работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0.1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ имеют право на льготную пенсию по Списку N 2, раздел XXIV, поз. 22600000.
Поскольку в разделе XXIV Списка №2 не указано (в закрытом или открытом виде) применяются радиоактивные вещества, то основным условием является активность на рабочем месте. Под рабочим местом понимается место (помещение) пребывание персонала для выполнения своих функциональных обязанностей в течение не менее половины своего рабочего времени или 2-х часов непрерывно. Если для выполнения своих производственных обязанностей работник должен находиться в различных местах помещения, то рабочим местом считается все помещение.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в .... ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» поданы пояснительные записки к корректирующим пачкам с ИС за 1 и 2 полугодие 2000 года, в соответствии с которыми Новикова Н.В. в период с 1998 года по 2002 год фактически работала менее 80% рабочего времени в особых условиях труда, предусмотренных Списками. Таким образом, был исключен код особых условий труда. Основанием выдачи пояснительной записки явились карта аттестации рабочих мест по условиям труда за 1998 – 2002 годы, журналы ежедневного индивидуального дозиметрического контроля.
В соответствии с ответом УПФР в ...., в 2003 году Управлением документальная проверка в отношении ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» не проводилась. В 2003 году страхователь самостоятельно выявил ошибку в предоставленных ранее сведениях по персонифицированному учету и предоставил корректирующие сведения за 2 полугодие 2000 года.
В пофамильном списке работников регионального радиологического центра отдела организации санитарно – гигиенического надзора, которые на основании карт аттестации рабочих мест за период с 1998 года по 2002 год заняты в работе с радиоактивными веществами менее 80% рабочего времени, указана Новикова Н.В. В 2003 года страхователем представлены корректирующие формы индивидуальных сведений застрахованных лиц, в том числе Новиковой Н.В. за 1998 – 2002 годы, в которых исключен код особых условий труда. В связи с чем, справка № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....», уточняющая особый характер работы Новиковой Н.В., не была принята УПФР в .....
Согласно справке, уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для подтверждения льготного стажа, выданной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Новикова Н.В. в спорные периоды занималась радиационным контролем за безопасностью условий труда на предприятиях, использующих в своей деятельности источники ионизирующих излучений и генерирующие источники ионизирующих излучению в рамках радиационного контроля проводила дозиметрические измерения качества защиты источников излучения (целостность контейнеров защитные свойства стен, потолков). Проверяла дозы облучения на рабочих местах персонала при нормальной эксплуатации источников излучения, а так же при ликвидации аварийных ситуаций. При участии Новиковой Н.В. были изменены условия труда с естественными радиоактивными веществами – бериллиевым концентратом на комбинате «Аврора», выявлено и ликвидировано радиоактивное загрязнение площадки под строительные здания с мощностью дозы на площадке 1000 мкР/час. При дозиметрическом контроле ликвидации аварий и аварийных ситуаций облучалась в дозах 10-15 МЗв, что в соответствует получаемым персоналом группы «А» - лицами, постоянно работающим с источником ионизирующих излучений.
Актом документальной проверки УПФР в .... № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» справку № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющую особый характер работы Новиковой Н.В., отозвать как необоснованно выданную.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Выданная работодателем истца справка № от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не была принята УПФР в ...., поскольку ФГУ «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора в ....» предоставил пояснительную записку и откорректировал индивидуальные лицевые счета работников, в том числе Новиковой Н.В., поскольку они были заняты в работе с радиоактивными веществами менее 80% рабочего времени в период с 1998 по 2002 годы, исключив код особых условий труда.
Доказательств, которые могли бы подтвердить занятость Новиковой Н.В. 80% рабочего времени в условиях труда, предусмотренных Списками, истцом не представлено.
Суд полагает необходимым отметить следующее.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Новиковой Н.В. отражены без указания кода льготных условий труда.
На основании изложенного, требования Новиковой Н.В. о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию суд оставляет без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Новиковой .... к УПФ России по ...., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....
....