Дело № 2-2113/2024 (2-9016/2023)
59RS0007-01-2023-008606-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чураковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «УК «Тихий компрос» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ :
ООО «УК «Тихий компрос» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей, в том числе пени в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
В обоснование требований указало, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Управление многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> на основании договора управления осуществляло ООО «УК Тихий компрос». Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступало.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее с исковыми требованиями не согласился, заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, пояснил, что квитанции об оплате коммунальных услуг не сохранились.
Суд, полно и всесторонне исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 3 ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.2, 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч.1, 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа на основании платежных документов.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения часть 1 ст. 158 ЖК РФ).
Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Судом из материалов дела установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой №-м от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», совместно с нанимателем зарегистрирован сын ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ №, управление МКД осуществлял ООО «УК Моторостроитель», с которым были заключены договоры на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
На основании решения единственного участника ООО «УК «Моторостроитель» № от ДД.ММ.ГГГГ, изменено наименование ООО «Управляющая компания «Моторостроитель» на ООО «УК Тихий компрос».
Решением Арбитражного суда Пермского края № А50-32055/2017 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Тихий компрос» признано банкротом.
Согласно сведениям о начислениях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленным истцом, у ответчика имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Свердловского судебного района г. Перми, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № 2-6893/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «УК Тихий компрос» задолженности в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению должника.
Вместе с тем ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по требованиям оплаты коммунальных услуг.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса РФ). Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу ст. 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным аб. 2 ст. 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ № вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен – ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, на дату обращения истца с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате коммунальных услуг (ДД.ММ.ГГГГ) истек трехлетний срок исковой давности по требованиям об уплате задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а требование по уплате пени производно от основного обязательства, и утрата возможности взыскания основного долга исключает возможность взыскании пени на эту сумму долга, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «УК «Тихий компрос» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми.
Судья О.А. Чуракова
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2024 года.
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-2113/2024 Свердловского районного суда г. Перми.