Дело №2-2106/2023
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г.Балашиха МО
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Веденеевой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, признании права на получение меры социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Истец ФИО4 обратился в суд с иском к ответчику, в обоснование требований указав, что он с членами своей семьи зарегистрирован по месту дислокации воинской части. Фактически истец с семьей проживает в служебной квартире на основании договора пользования жилым помещением по адресу: 143915, Московская область, г. Балашиха, мкр.Дзержинского, ул. Баландина, д.1 кв.70. Истец имеет статус ветерана боевых действий. В декабре 2022 года истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о предоставлении ему и членам его семьи мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О ветеранах», по месту фактического жительства. Решением Министерства социального развития Московской области от 20 декабря 2022 года истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки.
Истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении компенсации оплаты коммунальных услуг, признать за собой право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязать ответчика предоставить истцу меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» по месту его фактического жительства с 01.11.2022 г.
В судебное заседание истец ФИО4 не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения.
В судебное заседание третье лицо ФИО7 не явилась, извещена судом надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
Меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19, 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 10).
В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19, 21 закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Из материалов дела следует, что истец ФИО4 по настоящее время проходит военную службу по контракту.
ФИО4 с членами своей семьи зарегистрирован по месту дислокации воинской части по адресу: г.Москва, ул.Красноказарменная, д.9а (л.д.).
На основании договора пользования служебным жилым помещением №_1154_ от 01.10.2022 года истец с семьей в составе: супруга – ФИО7, дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживают в служебной квартире по адресу: 143915, Московская область, г. Балашиха, мкр.Дзержинского, ул. Баландина, д.1 кв.70. Истец несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается представленными квитанциями.
Истец имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ №123627, выданным Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В декабре 2022 года истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о предоставлении ему и членам его семьи мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» по месту фактического жительства.
Решением Министерства социального развития Московской области от 20 декабря 2022 года истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки по причине несоответствия документов, необходимых для получения Государственной услуги по форме или содержанию требованиям законодательства РФ (фактическое проживание не по адресу регистрации) (л.д.8).
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (платы за содержание жилого помещения и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранов боевых действий является непосредственно действующим, распространяется как на ветерана боевых действий, так и на членов его семьи, совместно с ним проживающих, рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений. Необходимым условием реализации ветераном боевых действий указанного права является предоставление им соответствующего удостоверения, подтверждающего его статус. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий, права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
При рассмотрении дела судом установлено, что регистрация истца по адресу: г.Москва, ул.Красноказарменная, д.9а, обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Судом учитывается, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: г.Москва, ул.Красноказарменная, д.9а ни истец, ни его супруга не пользуются, с заявлением о предоставлении компенсации истец обратился в декабре 2022 года, т.е. компенсация подлежит предоставлению ему с 01 декабря 2022 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по изложенным выше основаниям.
Вместе с тем, отказ Министерства социального развития Московской области от 20 декабря 2022 года не может быть признан незаконным, поскольку у Министерства социального развития Московской области не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании ФИО4 по месту пребывания по представленным документам. Министерство социального развития Московской области не наделено правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение. В связи с чем, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 с учетом членов семьи право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» по месту проживания по адресу: <адрес>, мкр.Дзержинского, <адрес>.
Обязать Министерство социального развития населения <адрес> предоставить ФИО4 в соответствии с положениями подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, мкр.Дзержинского, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Требование о признании незаконным отказа Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении компенсации оплаты коммунальных услуг, о назначении компенсации с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
________________