Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1820/2024 ~ М-990/2024 от 08.04.2024

Дело № 2-1820/2024

22RS0066-01-2024-001981-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2024года                   город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                  К.А. Удовиченко,

при секретаре                   А.Р. Сошиной,

с участием помощника прокурора                  И.С. Сергеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах Якутка Д.В. в лице законного представителя Куренковой Ю.Е. к Министерству здравоохранения Алтайского края о взыскании денежных средств, затраченных на покупку медицинского изделия, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шипуновского района Алтайского края обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском в интересах несовершеннолетней Якутка Д.В. в лице законного представителя Куренковой Ю.Е. к Министерству здравоохранения Алтайского, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении Якутка Д.В. тест полосками «<данные изъяты>», взыскать в счет возмещения затрат законного представителя на приобретение самостоятельно медицинских изделий в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Шипуновского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья детей-инвалидов.

В ходе проверки установлено, что Якутка Д.В., ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз – <данные изъяты>. В связи с этим, несовершеннолетняя является лицом, имеющим право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, нуждающимся в исследовании уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с учетом особенностей её организма, состояния здоровья и возраста.

Согласно выписного эпикриза из истории болезни № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года Якутка Д.В. переведена на помповую инсулинотерапию «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Якутка Д.В. – Куренкова Ю.Е. обратилась в КГБУЗ «Шипуновская ЦРБ» за выдачей рецепта на льготное обеспечение тест-полосками. Получив рецепт на медицинское изделие Тест – полоски «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ представила его в льготный отдел структурного подразделения АКГУП «Аптеки Алтая», Аптеки <данные изъяты>, где рецепт не был обслужен, в связи с отсутствием данного медицинского изделия в наличии.

Учитывая, что Якутка Д.В. тест полосками не обеспечивалась, при этом ей они требуются на постоянной основе, её законный представитель была вынуждена самостоятельно приобретать указанное изделие в аптеках <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Сергеева И.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Тетерин Е.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что Министерство здравоохранения Алтайского края в пределах своей компетенции принимает все меры по обеспечению истца медицинскими изделиями. В связи с отсутствием остатков лимитов финансирования безотлагательная закупка медицинского изделия была невозможна. Министерством здравоохранения Алтайского края в рамках своей компетенции принимаются все меры по обеспечению пациента Якутка Д.В. медицинскими изделиями.

Законный представитель несовершеннолетней Якутка Д.В. – Куренкова Ю.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду письменные доказательства, оценив фактические данные в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В частности, в разделе III этой Программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы.

В Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715, включен <данные изъяты>

В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, включен «<данные изъяты>» с указанием в соответствующей графе «все лекарственные средства, этиловый спирт (100г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики».

В Стандарт медицинской помощи детям при <данные изъяты> (диагностика и лечение), утвержденный приказом Минздрава России от 22.01.2021 №22н, включено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

В соответствии с п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21.12.2020, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты. В соответствии с данным порядком назначение лекарственных препаратов, входящих в соответствующий стандарт оказания медицинской помощи, производится лечащим врачом.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно п. 3 Правил, отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками; аптечными пунктами.

В силу п.5 Правил по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой (далее - лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой).

Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 года №151 утверждено положение о Министерстве здравоохранения Алтайского края (далее — Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.

В силу п. 2.1.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством; организацию осуществления закупок и обеспечения заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также на поставку материальных ценностей и оборудования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и Алтайского края с целью обеспечения ими населения; функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций; функции главного администратора (администратора) доходов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации, в рамках осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией.

На основании п. 3.5 Положения финансирование деятельности Министерства здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год. Финансирование переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья Министерству здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Министерство здравоохранения Алтайского края закупает лечебные препараты и медицинские изделия согласно годовым заявкам медицинских организаций и по ходатайствам медицинских организаций на пациентов, которые не вошли в годовую заявку или для которых были изменены схемы лечения.

Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения края с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению, в соответствии с «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения» распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении    набора социальных услуг» распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р (п.1, п.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Якутка Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом, имеет диагноз <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, является лицом, имеющим право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, нуждающимся в исследовании уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с учетом особенностей её организма, состояния здоровья и возраста.

Согласно выписного эпикриза из истории болезни № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года Якутка Д.В. переведена на помповую инсулинотерапию «<данные изъяты>».

Согласно рекомендациям из вышеуказанной выписки Якутка Д.В. рекомендовано ежедневное измерение гликемии <данные изъяты> раз в сутки (в среднем <данные изъяты> раз в сутки). Обязательное ведение дневника самоконтроля. Для самоконтроля использовать полоски «<данные изъяты>», другие тест-полоски для данной помпы не используются.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Якутка Д.В. – Куренкова Ю.Е. обратилась в КГБУЗ «Шипуновская ЦРБ» за выдачей рецепта на льготное обеспечение тест-полосками.

ДД.ММ.ГГГГ Куренкова Ю.Е. представила рецепт в льготный ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу АКГУП «Аптеки Алтая» на ДД.ММ.ГГГГ в крае сложился дефицит данного медицинского изделия. На льготном складе АКГУП «Аптеки Алтая» данное медицинское изделие отсутствовало. На льготный склад АКГУП «Аптеки Алтая» Тест-полоски «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Рецепт был аннулирован по истечению срока действия.

В связи с тем, что Якутка Д.В. тест-полосками не обеспечивалась, учитывая, что несовершеннолетней они требуются на постоянной основе, законный представитель Якутка Д.В. – Куренкова Ю.Е. самостоятельно приобрела тест-полоски «<данные изъяты>» на общую сумму <данные изъяты> коп., что подтверждается кассовыми чеками.

Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспорено, что в связи с тем, что медицинское изделие Тест-полоски «<данные изъяты>» отсутствовало в аптечной сети по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года и по льготному рецепту не предоставлено истцу, Куренкова Ю.Е. вынуждена была приобретать его за счет собственных денежных средств.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства здравоохранения Алтайского края с пользу истца подлежат взысканию убытки - денежные средства, потраченные на приобретение медицинского изделия Тест-полоски «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>

В рамках настоящего дела судом установлено, что в результате несвоевременного предоставления медицинского препарата истец была лишена возможности использовать предоставленное ей законом право на бесплатное обеспечение медицинским изделием, необходимым по жизненным показаниями.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

При рассмотрении спора истец ссылался на названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие права на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями; неполучение в установленный законом срок необходимого ребенку по жизненным показаниям медицинских изделий, указанных в протоколе врачебной комиссии; наличие в связи с этим угрозы жизни и здоровью ребенка. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае Якутка Д.В.) в установленном порядке медицинскими изделиями установлена в ходе судебного разбирательства.

Согласно разъяснениям пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд руководствуется разъяснениями пункта 8 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, полагает справедливым и соразмерным установить размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Данная компенсация подлежит взысканию в пользу истца в лице её законного представителя с Министерства здравоохранения Алтайского края.

Отсутствие обеспечения указанными медицинскими изделиями является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения Алтайского края по организации обеспечения лекарственными препаратами (медицинскими изделиями), в связи с чем, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения медицинскими изделиями не могло не причинять истцу нравственные страдания.

Суд не находит оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в большем размере.

При вынесении решения суд учитывает, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению Якутка Д.В. тест-полосками «<данные изъяты>» фактически являются обоснованием заявленных требований о возмещении убытков и взыскании компенсации морального вреда, в связи с чем, указание на удовлетворение требований о признании незаконным бездействия в резолютивной части решения не требуется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края (ОГРН 1022200912030) в пользу Куренковой Ю.Е. (паспорт ) в счет возмещения убытков <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                 К.А. Удовиченко

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2024

2-1820/2024 ~ М-990/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шипуновского района Алтайского края
Куренкова Юлия Евгеньевна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Удовиченко Кристина Александровна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--alt.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2024Предварительное судебное заседание
07.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Дело оформлено
09.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее