УИД 39RS0015-01-2022-000380-98
Дело №12-19/2022
Судья: Еремин С.В.
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2022 года по делу № 7А-272/2022
Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А., при секретаре Сухановой О.В., рассмотрел жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. на решение Правдинского районного суда Калининградской области от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. о назначении административного наказания от 12 мая 2022 года № АД-380/12/2022, вынесенное в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав объяснения защитника ООО «Лукойл-Калининградморнефть» Кремешковой Е.В., возражавшей в удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Росприроднадзора № АД-380/12/2022 от 12 мая 2022 года о назначении административного наказания ООО «Лукойл-Калининградморнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей.
Решением судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 03 августа 2022 года отменено, производство по делу в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» прекращено.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашников В.А. обратился с жалобой на указанное решение суда, в которой просит его отменить, оставив в силе постановление о назначении административного наказания.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Лукойл-Калининградморнефть» к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило обнаруженное в период с 01 января по 24 июня 2021 года в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на объекте негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 27-0139-000300-П, ПСНН «Зайцевский» (пос. Ровное Правдинского района Калининградской области), осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (срок действия разрешения от 09 сентября 2015 года № 102 истёк 31 декабря 2019 года, разрешение не продлено, новое выдано 24 июня 2021 года).
Правдинским районным судом Калининградской области установлено и подтверждается материалами административного дела, что 17 августа 2020 года Общество обратилось в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлениями об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Росприроднадзор письмами от 25 сентября и 16 декабря 2020 года отказал Обществу в выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Основанием для отказа послужило то, что Обществом в Проекте были использованы методики, не включённые в Перечень методик расчёта выбросов загрязняющих веществ согласно постановлению Правительства РФ от 16 мая 2016 года № 422, а также технические и математические ошибки в Проекте. Однако на момент составления Проекта (20 мая 2020 года), а также на дату отказа Обществу в утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в перечень методик расчёта, размещённых на сайте Минприроды России, была включена только одна методика, при этом касающаяся проведения взрывных работ в разрезах (карьерах), которая неприменима в деятельности Общества (распоряжение Минприроды России от 02 июня 2019 года). Письмо, направленное НК «Лукойл» 30 октября 2020 года в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ, с просьбой дать разъяснения по сложившейся ситуации, осталось без ответа.
Суд пришел к правильному выводу о том, что неполучение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух было вызвано объективными причинами, в отсутствие вины общества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешено до 01 июля 2021 года применение методик расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Также судом установлено, что в соответствии с вышеуказанным постановлением обществом получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками, расположенными на площадке пункта сепарации и налива нефти Зайцевского нефтяного месторождения. Данное разрешение получено на основании того же Проекта нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 20 мая 2020 года (с незначительными изменениями), по которому ранее отказывалось в выдаче такого разрешения.
В представленной Обществом в Роспорироднадзор отчётности за 2021 год количественные показатели загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух, не превышают показатели, указанные в проекте на разрешение и указанные в самом разрешении.
Учитывая, что постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2021 года было разрешено применение любых методик при расчётах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а не только теми, которые включены в перечень, что улучшает положение привлекаемого лица, вина ООО «Лукойл-Калининградморнефть» в совершении вменяемого деяния отсутствует.
Кроме этого в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 30,918 тонн (согласно отчёту Общества за 2021 год) из разрешённых 98,386 тонн, были произведены в период с 01 января до 24 июня 2021 года, а не в период действия полученного разрешения.
При установленных по делу и приведенных выше обстоятельствах, подтвержденных совокупностью достаточных и достоверных доказательств, судья обоснованно пришел к выводу об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. о назначении административного наказания от 12 мая 2022 года № АД-380/12/2022, вынесенное в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку установлено, что вина ООО «Лукойл-Калининградморнефть» в совершении вменяемого деяния отсутствует.
Доводы жалобы должностного лица административного органа направлены на переоценку доказательств, установленных судьей районного суда, в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут являться основанием к отмене решения по делу об административном правонарушении, учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований судьей не допущено.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 03 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. – без удовлетворения.
Судья