12RS0002-01-2023-001172-72 Дело № 5-58/2023
Постановление
о назначении административного наказания
г. Звенигово 28 августа 2023 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Балтабаев У. М., <.....>
привлекаемого к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ,
установил:
<дата> в 15 часов УУП ОМВД по <адрес> в <адрес> Республики Марий Эл выявлен гражданин Республики Кыргызстан Балтабаев У.М., который в нарушение ст. 5 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», с <дата> по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания.
Таким образом, Балтабаев У.М. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, то есть нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Балтабаев У.М. с административным правонарушением согласился, пояснил, что действительно не выехал из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания, поскольку на территории Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл у него проживает семья сожительница, являющаяся гражданкой Российской Федерации, и пятеро их малолетних детей, также родившиеся в Российской Федерации, которые находятся на его иждивении.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от <дата> № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от <дата> № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уклонение гражданина Республики Кыргызстан Балтабаева У.М. с <дата> от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока, нарушение им тем самым вышеприведенных положений закона и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>; рапортом УУП ОМВД по <адрес> от <дата> о выявлении на территории <адрес> Республики Марий Эл гражданина Республики Кыргызстан Балтабаева У.М.; объяснениями Балтабаева У.М. в судебном заседании, его письменными объяснениями от <дата>; сведениями автоматизированной системы Центра базы данных учета иностранных граждан ФМС России, паспортом Балтабаева У.М. и его миграционной картой, из которых следует, что срок пребывания в Российской Федерации Балтабаева У.М. истек <дата>.
Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Действия Балтабаева У.М. административным органом квалифицированы по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, как повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 КоАП РФ.
Вместе с тем, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о привлечении Балтабаева У.М. к административной ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, рассматриваемое правонарушение необходимо, как было указано выше, квалифицировать по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
К смягчающим наказание обстоятельствам необходимо отнести: признание вины, раскаяние, наличие малолетних детей.
Отягчающим наказание обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, принимая во внимание сведения о личности Балтабаева У.М., наличие смягчающих наказание обстоятельств, наказание последнему необходимо назначить в виде штрафа в размере, установленном санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Кроме того, санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от <дата> №-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> №-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от <дата> №-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П и др.).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении Балтабаев У.М. на территории Российской Федерации имеет устойчивые социальные связи, в том числе пятерых малолетних детей – граждан Российской Федерации, с которыми проживает одной семьей, они ведут совместное хозяйство, последние находятся на его иждивении, Балтабаев У.М. намерен в ближайшее время легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации.
Поэтому, с учетом личности Балтабаева У.М., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, полагаю возможным не назначать ему административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Оснований для применения к Балтабаеву У.М. положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать Балтабаева У. М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Разъяснить Балтабаеву У.М., что согласно ст. 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, о предоставлении которых необходимо обратиться к судье, вынесшему постановление о наложении административного наказания в виде штрафа.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Республике Марий Эл (ОМВД России по Звениговскому району Республики Марий Эл л/с 04081332890)
Налоговый орган: ИНН 1203002686, КПП 120301001, ОКТМО 88612101
Номер счета получателя платежа: 03100643000000010800
Наименование банка: Отделение - НБ Республики Марий Эл Банка России
БИК: 018860003, Наименование платежа: административный штраф
Код бюджетной классификации: 18811601181019000140
УИН 1888041223000020799.
Квитанцию об уплате штрафа представить в Звениговский районный суд Республики Марий Эл до истечения срока, предусмотренного ст. 32.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Смирнов