к делу 2-43/2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 года г. Адыгейск Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Чич А.Х.,
при секретаре Уджуху М.Г.,
с участием прокурора Нигоева Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Рыбалка ФИО9 об ограничении дееспособности Рыбалка ФИО10,
УСТАНОВИЛ:
Рыбалка Е.А. обратилась в суд с заявлением об ограничении дееспособности Рыбалка О.А..
В обоснование заявления указано, что в результате дорожно-транспортного происшествия от 02.05.2023 г. ее сыну Рыбалка О.А. причинен тяжкий вред здоровью. В настоящее время не способен самостоятельно реализовывать свои права, нуждается в постороннем уходе, ему нужен попечитель.
Просит ограничить дееспособность Рыбалка О.А.
В судебное заседание заявитель и его представитель не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленное требование поддержали.
Представитель органа опеки и попечительства Ачмиз С.Ш. и представитель ГБУЗ РА «Адыгейская межрайонная больница им. Батмена» просили рассмотреть дело без их участия, не возражали против удовлетворения иска.
Прокурор полагал возможным удовлетворение заявленного требования.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст.22 ГКРФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.
В силу п.2 ст.30 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен
судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.
В соответствии с ч.1 ст.284 ГПК РФ заявление об ограничении дееспособности суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.
Из разъяснений, содержащихся в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что вопрос о признании гражданина, страдающего психическим расстройством, недееспособным или ограниченно дееспособным следует решать с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими. В случае установления судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, суд вправе на основании пункта 2 статьи 30 ГК РФ принять решение об ограничении его дееспособности.
Заявление об ограничении дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройством (пункт 2 статьи 30 ГК РФ), рассматривается судом применительно к правилам, установленным главой 31 ГПК РФ, для признания гражданина недееспособным вследствие психического расстройства.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что заявитель Рыбалка Е.А. является матерью больного Рыбалка О.А., в отношении которого подано заявление об ограничении дееспособности.
В результате дорожно-транспортного происшествия от 02.05.2023 г. ее сыну Рыбалка О.А. причинен тяжкий вред здоровью. В настоящее время не способен самостоятельно реализовывать свои права, нуждается в постороннем уходе, ему нужен попечитель.
Для проверки доводов заявителя, в целях установления психического состояния больного Рыбалко О.А., определением суда назначена судебно-психиатрическая экспертиза, производство которой поручено Адыгейскому республиканскому психоневрологическому диспансеру, и на разрешение которой были поставлены вопросы: страдает ли Рыбалка О.А. каким-либо душевным заболеванием, если да, то каким; не лишает ли это заболевание способности отдавать отчет своим действиям и руководить
ими; может ли по своему психическому состоянию присутствовать в суде и давать объяснения?
Согласно заключению комиссии экспертов №75 от 14.02.2024 г. Рыбалка О.А. обнаруживает признаки органического расстройства личности в связи со смешанными заболеваниями (перенесенная тяжелая черепно-мозговая травма, комплекс перинатальных факторов), с мнестико-интеллектуальным снижением, выраженным эксплозивным синдромом и психотическими наслоениями в виде галлюцинаторного синдрома. В пользу данного диагноза свидетельствуют анамнестические сведения (с детства наблюдался у психиатра в связи с легкой умственной отсталостью с выраженными нарушениями поведения, обучался по коррекционной программе VIII вида, получал пособие как ребенок-инвалид, в 2023 году перенес тяжелую ЧМТ) и результаты настоящего клинико-психиатрического освидетельствования, выявившие у подэкспертного малопродуктивное, конкретное, замедленное мышление, поверхностные, незрелые суждения и умозаключения, крайне ограниченный запас общих знаний и сведений, эмоциональную неустойчивость, легкую возбудимость, аффективные формы реагирования, снижение волевой регуляции поведения, памяти, интеллектуальную несостоятельность, некритичность к своему состоянию и поведению.
Суд принимает экспертное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства; сведений о том, что экспертиза проведена с нарушением требований закона не выявлено, оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, поскольку экспертиза назначалась судом и проводилась в соответствии со ст.ст.79-86 ГПК РФ, эксперты были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Экспертное заключение по содержанию является полным, объективным, определенным и не содержит противоречий, неясностей и сомнений, содержит информацию о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы. Выводы экспертов однозначны, мотивированы и обоснованы документами, представленными в материалы дела, заключение оформлено комиссией специалистов в области психиатрии, основано на медицинской документации, составлено при его непосредственном осмотре больного. Доказательств, опровергающих выводы комиссии экспертов, в материалы дела не представлено.
Ограничение дееспособности Рыбалка О.А. необходимо заявителю для установления попечительства в отношении больного Рыбалка О.А.
Вышеуказанное подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, с учетом достаточности, полноты и достоверности имеющихся в деле доказательствах, установив факт наличия психического заболевания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд удовлетворяет заявленное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Рыбалка ФИО11 удовлетворить.
Ограничить дееспособность Рыбалка ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея путем подачи апелляционной жалобы через Теучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Х. Чич
Копия верна