Дело № 2-467/2023
УИД 16RS0044-01-2023-000424-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 мая 2023 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенычев В.А., Семенычев П.В. к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права долевой собственности на жилой дом,
установил:
Семенычев В.А., Семенычев П.В. обратились в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании права долевой собственности за Семенычев В.А. 11/12 доли, за Семенычев П.В. 1/12 доли на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 89,3 кв.м., в том числе жилой 62,7 кв.м., в реконструированном состоянии, и в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1, ФИО5 – ФИО6, после смерти которого, открылось наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, отец Семенычев П.В., после которого, открылось наследство в виде 1/12 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 83,5 кв.м. За ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована 1/3 доли, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована 1/2 доли, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В целях улучшения жилищных условий истцом была произведена реконструкция жилого дома, в результате чего изменилась общая площадь жилого дома, которая стала составлять 89,3 кв.м., в том числе жилая 62,7 кв.м., без соответствующего разрешения. Работы по реконструкции жилого дома выполнены с соответствии со строительными нормами и правилами и не нарушают права и интересы смежных земельных участков.
При рассмотрении дела представитель истца Семенычев В.А. уточнила исковые требования, просила суд сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии с общей площадью 89,3 кв.м., в том числе, жилой 62,7 кв.м., признать право общей долевой собственности на жилой дом за Семенычев П.В. на 1/12 доли, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать права общей долевой собственности за Семенычев В.А. на 11/12 доли на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с общей площадью 89,3 кв.м., в том числе, жилой 62,7 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Семенычев В.А., а также представитель истца Семенычев П.В. на судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Истец Семенычев П.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со дня смерти гражданина.
В силу части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ Семенычев В.А. предоставлена 11/12 доля земельного участка общей площадью 959,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, для обслуживания индивидуального жилого дома.
Согласно справке Чистопольского подразделения Нурлатского филиала АО «БТИ РТ» № от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 83,5 кв.м. зарегистрировано право долевой собственности за Семенычев В.А. 1/3 доля на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, 1/12 доля на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доля на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. За ФИО1 зарегистрировано право долевой собственности на 1/12 доли на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, после смерти которого, открылось наследство в виде доли в вышеуказанном жилом доме.
Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
В установленный законом срок Семенычев П.В. своевременно не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, однако в соответствии с частью 1 статьи 1154 ГК РФ в течение шести месяцев после его смерти совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства в соответствии с частью 2 статьи 1153 ГК РФ, а именно: на момент смерти был зарегистрирован по одному адресу с отцом.
В целях улучшения жилищных условий Семенычев В.А. за свои средства произвел реконструкцию жилого дома, в связи с чем, общая площадь жилого дома стала составлять 89,3 кв.м., в том числе жилая 62,7 кв.м.
В техническом паспорте на жилой дом, составленном МРФ № РГУП БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома, 1928 года постройки, составляет 89,3 кв.м., жилая площадь – 62,7 кв.м., произведенные изменения жилого дома внесены в план строения.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципального бюджетного учреждения «Градорегулирование и инфраструктурное развитие» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, жилой дом размещен в пределах существующей границы земельного участка и соответствует градостроительным нормам и требованиям СНиП и не нарушает права и интересы владельцев смежных земельных участков.
Заключением АО «БТИ РТ» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что работы по проведению реконструкции в жилом доме расположенном по адресу: <адрес>, выполнены в соответствии с требованиями СНиП и обеспечивают безопасную для жизни здоровья людей эксплуатацию объекта.
Таким образом, работы по реконструкции жилого дома, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу их жизни и здоровью, указанные изменения имел целью улучшения бытовых потребностей истцов, суд считает возможным сохранить его в реконструированном состоянии и признать право собственности за Семенычев П.В. на 1/12 доли в порядке наследования после смерти отца ФИО1, признать за Семенычев В.А. на 11/12 доли на вышеуказанный жилой дом.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Семенычев В.А., Семенычев П.В. удовлетворить.
Сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии с общей площадью 89,3 кв.м., в том числе, жилой площадью 62,7 кв.м.
Признать за Семенычев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) на 11/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 89,3 кв.м., в том числе, жилой площадью 62,7 кв.м.
Признать за Семенычев П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты> на 1/12 доли в праве общей долевой собственности в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 89,3 кв.м., в том числе, жилой площадью 62,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ахмерова Г.С.