Судья: ФИО2 Гр. дело № (33-15117/2023)
(Номер дела в суде первой инстанции №)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – ФИО9,
судей – ФИО8, Ивановой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 решение Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> (паспорт серии № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>, код подразделения №) к МУ МВД России «Сызранское» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику МУ МВД России «Сызранское» о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что являлся сотрудником органов внутренних дел. В последней должности - дознавателя отделения по расследованию преступлений, совершенных на территории <адрес> отдела дознания МУ МВД России «Сызранское». Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ начальника МУ МВД России «Сызранское» уволен со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ. В течение последних нескольких лет ему часто приходилось выполнять служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. По заявленным требованиям компенсация ни в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, ни в виде предоставления дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, присоединенных к ежегодному оплачиваемому отпуску, ни в виде денежной компенсации, не смотря на подаваемые рапорта, не предоставлялись. ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника МУ МВД России «Сызранское» истец подал три рапорта с просьбой выплатить ему денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, к также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2019, за 2020 и за 2021 года в связи с увольнением из органов внутренних дел РФ. По существу, данных рапортов им никакого ответа получено не было. ДД.ММ.ГГГГ по указанным выше фактам, а также по фактам невыплаты ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, а именно: ДД.ММ.ГГГГ (24 часа), ДД.ММ.ГГГГ (8 часов), ДД.ММ.ГГГГ (24 часа), ДД.ММ.ГГГГ (24 часа), ДД.ММ.ГГГГ (8 часов), ДД.ММ.ГГГГ (24 часа) и ДД.ММ.ГГГГ (24 часа), истцом было подано обращение с просьбой выплатить денежную компенсацию за привлечение его к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также представить подробный расчет времени выполнения им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с разбивкой по месяцам, расчет причитающейся ему денежной компенсации. В ответе начальника МУ МВД России «Сызранское» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что компенсация за 2021 года (120 часов) выплачена, а денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни может выплачиваться только за текущий год, компенсация в виде дополнительных дней и времени отдыха предоставляется только за предыдущий и текущий годы, расчет времени выполнения им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не предоставлен. Истец считает, что вопреки данному ответу, ни в п.56 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (утратившем силу после издания приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N181), ни в п.284 Порядка прохождения службы не содержится никакой информации о выплатах только за текущий период. В нарушение ст.140 Трудового кодекса РФ истцу не выплачена денежная компенсация за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО1 просил взыскать с МУ МВД России «Сызранское» денежную компенсацию за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 84 552,38 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ МВД России по <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить. Выражает несогласие с выводом суда о том, что срок обращения с рапортом о выплате денежной компенсации за переработки истца ограничен текущим рабочим годом. Получение денежной компенсации вместо дополнительных дней прямо предусмотрено пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России N 65 от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ни в указанном законе, ни в указанном Порядке срок подачи рапорта на осуществление денежной компенсации никак законодательно не ограничен по времени. Действительно, за 2018, 2021, 2022 денежная компенсация не более 120 часов была выплачена, также предоставлялись дополнительные дни отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, однако в заявленных им требованиях указаны те часы (дни) за которые ему не предоставлялись ни дни отдыха, ни компенсация. При обращении с заявлениями о выплате денежной компенсации ему не разъяснили, что он имеет право только на дополнительные дни отдыха. О нарушении своих прав ему стало известно после получения ответа ДД.ММ.ГГГГ, установленный срок для судебной защиты трудовых прав не пропущен. Считает, что со стороны ответчика имеется нарушение его трудовых прав, так как он привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в части превышающей 120 часов. Рапорта о предоставлении дополнительных дней отдыха, в том числе с присоединением к очередному отпуску были оставлены без удовлетворения.
Принимавший участие в заседании судебной коллегии посредством видеоконференц-связи на базе Сызранского городского суда истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МУ МВД России «Сызранское» - ФИО5, представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> – ФИО6, также принимавшие участие в заседании судебной коллегии посредством видеоконференц-связи против доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение без изменения.
Проверив материала дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности дознавателя отделения по расследованию преступлений, совершенных на территории <адрес> отдела дознания МУ МВД России «Сызранское», что подтверждается контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МУ МВД России «Сызранское» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с контракт с ФИО1 был прекращен, и он уволен со службы в ОВД по п.4 ч.2 ст.82 ФЗ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 2 месяца 18 дней.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, подтверждается контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу был установлен ненормированный служебный день.
В период службы ФИО1 неоднократно привлекался к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложенными к приказам графиками дежурств и табелями учета служебного времени.
На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за 2018 год – 7 календарных дней, с 19 по ДД.ММ.ГГГГ; дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за 2019 год – 7 календарных дней, с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительный отпуск предоставлен на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за 2020 год – 7 календарных дней, с 23 по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительный отпуск предоставлен на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за 2021 год – 7 календарных дней, с 12 по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительный отпуск предоставлен на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании справки МУ МВД России «Сызранское» №/ф от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки о денежном довольствии №/ф от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выплачивалась денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени: в 2018 году за 14 дней в сумме 19 827,35 руб., что подтверждается приказом МУ МВД России «Сызранское» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с; в 2021 году за 15 дней в сумме 24 426,38 руб., что подтверждается приказом МУ МВД России «Сызраснкое» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с; в 2022 году за 12 дней в сумме 19 541,10 руб., что подтверждается приказом МУ МВД России «Сызранское» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.
В качестве обоснования заявленных исковых требований, истцом представлены рапорты о предоставлении дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней и от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней. Однако, данные рапорты не согласованы с начальником МУ МВД России «Сызранское», который в соответствии с действующим законодательством, наделен правом предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха сотрудникам. На данных рапортах содержится только резолюция начальника ОД МУ МВД России «Сызранское» Свидетель №1
Ответчиком представлена справка, согласно которой денежное довольствие истца за 2018 г. составляет 43 082/30,42 (365 дн./12 мес.) =1 416,23 руб. за 1 день., на дату издания приказа по выплате денежной компенсации, истец был привлечен к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 14 дней – 1 416,23*14=19 827,35 руб., других рапортов от 2018, 2019 гг. от истца не поступало.
Рапорта, согласованные с начальником МУ МВД России «Сызранское» на предоставление дней отдыха либо компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019, 2020 в текущих годах истец не подавал.
С рапортом к начальнику МУ МВД России «Сызранское» о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019, 2020 гг. истец обратился в 2022 году.
Принимая во внимание, что впервые истец обратился за компенсацией за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени только в 2022 году, в то время как компенсация выплачивается в текущем году, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для взыскания такой компенсации за 2019 и 2020.
Согласно расчета денежной компенсации, выплаченной истцу установлено, что денежное довольствие истца за 2021 год составляет 49 536,70/30,42 (365 дн./12 мес.) = 1 628,42 руб. за 1 день., на дату издания приказа по выплате денежной компенсации, истец был привлечен к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 15 дней – 1 628,42*15 = 24 426,38 руб. (приказы МУ МВД России «Сызранское» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, № л/с от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем судом установлено, что по рапорту о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год, поданный истцом в 2021 году, ему была выплачена компенсация в размере 24 426,38 руб. за 15 дней.
Суд первой инстанции признал необоснованными исковые требования истца о выплате компенсации, в том числе за другие дни переработки в 2021 году, в количестве 15 дней, поскольку данная выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в течение календарного года продолжительностью более 120 часов недопустима, так как в соответствии с ч.4 ст.99 ТК РФ оплате подлежит только 120 часов или 15 дней.
Таким образом, истец за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в части, превышающей 120 часов, был вправе получить дополнительные дни отдыха, в том числе с присоединением их к очередному отпуску, обратившись с рапортом. Данного рапорта за 2021 год, согласованного с начальником МУ МВД России «Сызранское» в материалы дела не представлено.
Таким образом, право на предоставление дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительностью путем присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2021г., могло быть реализовано истцом через подачу рапорта в текущем году или в году увольнения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 суд первой инстанции применил последствия пропуска истцом предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срока обращения в суд за разрешением служебного спора, поскольку истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, рапорта им поданы ДД.ММ.ГГГГ, уволен был ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку нарушений трудовых прав истца судом не установлено, оснований для удовлетворения его требований о взыскании компенсации морального вреда согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований в полном объеме.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с порядком прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N от ДД.ММ.ГГГГ в ч. 6 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, вступившими в действие с ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные дни отдыха могут быть по желанию сотрудника присоединены к основному или дополнительному отпуску.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Порядок N 50).
В соответствии с п. 284 Порядка N 50 сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (п. 285 Порядка N).
Пунктом 290 Порядка N 50 предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В силу пункта 293 вышеуказанного порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 65 (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В силу п. 58 данного Порядка количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования изложены в пунктах 61 - 63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 181.
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год.
В соответствии с п.64 Порядка № от ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на дату издания приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, на производство выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в 2019-2021 годах. Вместе с тем, рапорта, согласованные с начальником МУ МВД России «Сызранское» на предоставление дней отдыха либо компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019, 2020 в текущих годах истец не подавал, за 2021 год истцу выплачена компенсация за 15 дней. При таком положении, истцом в 2021г. реализовано право на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В то время как, действующим специальным законодательством установлена возможность оплаты работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год. Правом требовать денежной компенсацию за количество времени, превышающее установленную трудовым законодательством продолжительность сверхурочной работы за год (120 часов), истец не обладает.
С рапортами о присоединении неиспользованных компенсационных дней отдыха к основному и дополнительным отпускам истец к ответчику не обращался.
В данной связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиками права истца нарушены не были.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что заявленные им требования за 2018-2020гг подпадают под п.56 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», который не содержит положений о выплате денежной компенсации только за предыдущий и текущий годы основаны на неправильном толковании норм права. Из системного анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться в текущем году и только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна. При этом действующее специальное законодательство установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов (15 дней) в год.
Поскольку вопрос о предоставлении дополнительных дней отдыха и выплате компенсации за неиспользованные дни отдыха мог быть решен лишь в течение ежегодного рабочего периода, в котором возникла переработка, а в течение 2019г., 2020г., истец с соответствующими рапортами к руководству не обращался, сведений о том, что в 2021 году истец обращался с рапортом об использовании дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде предоставления дней отдыха путем их присоединения к отпускам, и ему было в этом отказано, материалы дела не содержат, правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая вышеизложенное, решение районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, является правильным.
Ввиду того, что в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу судом отказано, то основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда, у суда первой инстанции также отсутствовали.
Из материалов дела следует, что рапорта о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2019,2020 2021 годы поданы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. О том, что его рапорта не подлежат удовлетворению, а соответственно, и о нарушении его права, истцу ФИО1 стало известно при получении письменного ответа МУ МВД РФ «Сызранское», датированного ДД.ММ.ГГГГ.
За разрешением служебного спора истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ трехмесячного срока.
В данной связи, выводы суда о пропуске истцом срока исковой давности, являются неверными.
Вместе с тем, ошибочное применение судом последствий пропуска установленного законом срока разрешения служебного спора не повлияло на результаты рассмотрения дела по существу и не привело к принятию неправильного судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного по существу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: