Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11368/2022 от 19.09.2022

Судья: Лопутнев В.В. гр. дело № 33 - 11368/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 –283/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

25 октября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Чирковой И.Н.

судей – Соболевой Ж.В., Топтуновой Е.В.

при секретаре – Ивановой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 02 августа 2022 года,

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 02 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Лопутнев В.В. гр. дело № 33 - 11368/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 –283/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Чирковой И.Н.

судей – Соболевой Ж.В., Топтуновой Е.В.

при секретаре – Ивановой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 02 августа 2022 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области (ИНН <данные изъяты>) в пользу Чекуловой С.В. (паспорт <данные изъяты>) 102 861 рубль 76 копеек недоплаченную при увольнении сумму денежного содержания, 13 211 рублей 89 копеек недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, 10 000 рублей компенсацию морального вреда, 10 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг. Всего 135 893 (сто тридцать пять тысяч восемьсот девяносто три) рубля 65 копеек.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Чирковой И.Н., пояснения представителя Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области – Бортниковой С.М. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Чекуловой С.В. – Рудич Л.А., пояснения представителя УФНС России по Самарской области – Лазарева Р.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чекулова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда.

В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в разных должностях в органах ФНС РФ и была уволена по сокращению штата. При увольнении не были выплачены в полном объеме пособие по сокращению и компенсация за неиспользованный отпуск (без учета средств материального стимулирования и премий сверх фонда).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований Чекулова С.В. просила суд взыскать с ответчика 102 681,76 рублей недоплаченную сумму денежного содержания, 13 211,89 рублей недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, 10 000 рублей компенсацию морального вреда, 25 000 рублей судебные расходы.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик - Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области, в апелляционной жалобе, поданной в лице представителя, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований истца, и принять по делу новое решение – в удовлетворении исковых требований Чекуловой С.В. отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

В ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Судом первой инстанции установлено, что Чекулова С.В. проходила государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах Федеральной налоговой службы РФ и была уволена с должности главного государственного налогового инспектора в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ».

При увольнении истцу выплачена компенсация по сокращению в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 127 756,56 рублей и компенсация за неиспользованный отпуск 15,08 дней в размере 15 801,43 рублей.

Судом установлено, что в числе иных выплат в период работы истцу выплачивались средства материального стимулирования. Имеются приказы по МИФНС России за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года о материальном стимулировании работников, основанные на аналогичных приказах УФНС России по Самарской области и решениях Правительства РФ о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных гражданских государственных служащих сверх установленных фондов оплаты труда. При этом расчет компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания при сокращении произведены без учета указанных средств, что ответчиком не оспаривается.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришёл к выводу, что сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, а указанные суммы подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания Чекуловой С.В. при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных, поскольку такие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. В связи с чем, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Поверив расчет, предоставленный истцом, суд первой инстанции согласился с ним, и определил ко взысканию в пользу истца недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 13 211,89 рублей, недополученную компенсацию в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в размере 102 681,76 рублей. Данный расчет ответчиком по существу не оспаривается.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы находит ошибочными, поскольку материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем, должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, названные Чекуловой С.В. ответчиком не учтены.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. "д" п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. "а" п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. "д" и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа, аппарата федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, представительства Российской Федерации и представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом, дипломатического представительства и консульского учреждения Российской Федерации, территориального органа - представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год): в территориальных органах (территориальных органах - представительствах) федеральных органов исполнительной власти, в аппаратах кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда, в аппаратах арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, в управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, в прокуратуре субъекта Российской Федерации, прокуратуре города (района), в главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в специализированном (в том числе военном) следственном управлении (следственном отделе), приравненном к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в межрайонном следственном отделе, в следственном отделе и следственном отделении Следственного комитета Российской Федерации по району, городу и в приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном подразделении Следственного комитета Российской Федерации, - в размере 12 должностных окладов.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

При изложенном, в связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика премии за счет бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование, подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.

При этом судебная коллегия находит несостоятельной ссылку ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90н, устанавливающие механизм и условия материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, поскольку указанные акты, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 по 2013, находятся за пределами спорного периода.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 разъяснено относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.20004 N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

В целом доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 236, 237 ТК РФ, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 10 000 рублей, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Чекуловой С.В. нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Ввиду удовлетворения исковых требований Чекуловой С.В. в части, в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, с учетом степени сложности дела и участия в нем представителя, подготовленности иска и обеспечения его доказательствами, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывая возражения ответчика о завышенном размере требуемой суммы, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 02 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 31 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-11368/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чекулова С.В.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области
Другие
УФНС России по Самарской области
Бурлова Е.Л.
Рудич Л.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.09.2022[Гр.] Передача дела судье
25.10.2022[Гр.] Судебное заседание
15.11.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее