31RS0024-01-2022-002158-16 № 2- 1613/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2022 года г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Котельвиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глушневой М.В.,
с участием представителя истца - помощника Шебекинского межрайонного прокурора Абрамовой А.В., представителя ответчика администрации Шебекинского городского округа Столбцовой А.В. (по доверенности), представителя ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Белоусова А.С. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шебекинского межрайонного прокурора к администрации Шебекинского городского округа, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шебекинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Шебекинского городского округа об обязании разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» (номер в АИС ЕГРКН <данные изъяты>), расположенного по адресу: Белгородская <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области в течение 5 месяцев со дня разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» провести работу по утверждению зоны охраны указанного объекта культурного наследия.
Мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, выявлено, что на территории Шебекинского городского округа, расположен объект культурного наследия регионального значения памятник «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.», находящийся в муниципальной собственности Шебекинского городского округа, и включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Решением исполнительного комитета Белгородского областного совета народных депутатов от 29.09.1983 №<данные изъяты> данный объект принят под охрану как памятник истории и культуры. Однако в нарушение действующего законодательства на данный объект отсутствует проект зоны охраны объекта культурного наследия. Не определение зоны охраны объекта культурного наследия может привести к утрате объектов культурного наследия, незаконному пользованию земельным участком.
Представитель истца - помощник Шебекинского межрайонного прокурора Абрамова А.В. в судебном заседании заявленные требования, по основаниям изложенным в иске поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шебекинского городского округа Столбцова А.В. просила в иске отказать, полагая, что ни федеральным, ни региональным законодательством Белгородской области не определено каким нормативным документом закрепляется передача полномочий органам местного самоуправления по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения. Разработка органами местного самоуправления за свой счет проектов зон охраны объектов культурного наследия, является правом, а не обязанностью. Администрация Шебекинского городского округа реализует свое право на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения в пределах лимитов бюджетных средств. Бюджет Шебекинского городского округа является дотационным и не позволяет провести разработку 56 проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения в рамках одного календарного года. Составлена дорожная карта поэтапной разработки проектов охранных зон на объекты культурного наследия на 2022-2023 годы (1 и 2 этап). В целях реализации 3 этапа «Дорожной карты» поэтапной разработки проектов охранных зон на объекты культурного наследия Шебекинского городского округа будет внесено предложение о включении в проект бюджета Шебекинского городского округа на 2024 год затрат в размере 2 млн. рублей. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области продлен срок исполнения предписания по разработке проектов охранных зон на объекты культурного наследия до 01.11.2024 года.
Представитель ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Белоусов А.С. не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления городского хозяйства администрации Шебекинского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежаще.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на доступ к культурным ценностям, и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследования установлено, что на территории Шебекинского городского округа имеется объект культурного наследия регионального значения «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» по адресу <адрес>
Решением исполнительного комитета Белгородского областного совета народных депутатов от 29.09.1983 №<данные изъяты> данный объект принят под охрану как памятник истории и культуры.
Данный объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (номер в АИС ЕГРКН <данные изъяты>).
Объект культурного наследия регионального значения – сооружение историческое - памятник «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» по адресу <адрес>, учтен в едином кадастре недвижимости.
Указанный объект находится в муниципальной собственности Шебекинского городского округа, передан в оперативное управление Управлению городского хозяйства администрации Шебекинского городского округа.
31.03.2020 года по результатам проведения плановой выездной и документарной проверки соблюдения обязательных требований к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области в адрес администрации Шебекинского городского округа вынесено предписание об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, в частности: разработать проекты зон охраны на объекты культурного наследия – памятники воинской славы, имеющие захоронения, расположенные на территории Шебекинского городского округа. Срок исполнения предписания установлен до 01.10.2021 года.
В целях исполнения предписания разработана «Дорожная карта» поэтапной разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Учитывая данное обстоятельство, и дополнительное изыскание муниципальным образованием финансовой возможности разработки проектов охранных зон, Уведомлениями Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области срок исполнения предписания неоднократно продлевался, и установлен до 01.11.2024 года.
Статьей 6 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 01.05.2022) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" предусмотрено, что сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений, признанных объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, в местах, где они расположены, устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ч.2 ст. 34).
Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона (ч.5 ст. 34).
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 34).
Поскольку объект «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» по адресу Белгородская область г.Шебекино ул. Ленина, принят под охрану как памятник истории и культуры, и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении него должна быть установлена зона охраны объекта культурного наследия.
То, что до настоящего времени, в отношении данного объекта зона охраны объекта культурного наследия не установлена, ответчиками не оспаривается.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, являющихся воинскими захоронениями, установлен Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972.
В соответствии с пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (ред. от 20.10.2021) Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Вопреки суждениям ответчика администрации Шебекинского городского округа об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, что разработка органами местного самоуправления за свой счет проектов зон охраны объектов культурного наследия, является правом, а не обязанностью, исходя из системного толкования вышеназванных положений законодательства следует, что в отношении находящихся в собственности органа местного самоуправления объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) – объекты воинской славы (воинские захоронения) собственник обязан принимать меры обеспечения сохранности данных объектов, в том числе должен разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия.
В силу ст.6 Закон РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 01.05.2022) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" и п. 4) ч.1 ст. 47.3, ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления, которые в частности: как собственник объекта, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии со ст. 5 Закона Белгородской области от 13.11.2003 N 97 (ред. от 02.03.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области" меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Белгородской области осуществляет орган охраны объектов культурного наследия Белгородской области, который осуществляет возложенные на него полномочия в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия во взаимодействии с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, органами исполнительной власти Белгородской области, органами местного самоуправления в Белгородской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
К полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Белгородской области относятся, в частности: организация и осуществление мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Белгородской области (ст.6).
Органом охраны объектов культурного наследия Белгородской области обеспечивается организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в Белгородской области (ст.11).
Согласно части 1 ст. 13 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе: местные бюджеты.
Согласно ст. 20 Закона Белгородской области от 13.11.2003 N 97 (ред. от 02.03.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области" финансовое обеспечение мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляется за счет: - областного бюджета; - иных не запрещенных законодательством источников. Органы местного самоуправления вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств на организацию и осуществление мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
Согласно статьи 16 п.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В этой связи, отсутствие или недостаточность в бюджете городского округа на плановый период денежных средств для проведения мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия, памятников воинской славы (воинских захоронений) расположенных на территории Шебекинского городского округа, не освобождает орган местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе переданные в установленном законодательством порядке отдельные государственные полномочия Российской Федерации осуществляет Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области (далее - Управление) являющееся исполнительным органом Белгородской области.
Специальными полномочиями Управления является осуществление сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности; а также: организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Управления и Правительства Белгородской области (п.8), организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и объектов культурного наследия регионального значения (п.11 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской обл. от 14.12.2015 N 453-пп).
В том числе Управление проводит контрольные (надзорные) мероприятия по федеральному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) и региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Таким образом, требования прокурора суд находит обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в целях устранения нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, администрацией Шебекинского городского округа, как органом местного самоуправления, должен быть разработан проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» (номер в АИС ЕГРКН <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, а Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области должна быть утверждена зона охраны указанного объекта культурного наследия.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым определить, что администрации Шебекинского городского округа надлежит исполнить указанную обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области надлежит провести работу по утверждению зоны охраны указанного объекта культурного наследия в течение 5 мес. со дня разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шебекинского межрайонного прокурора – удовлетворить.
Возложить на администрацию Шебекинского городского округа обязанность разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» (номер в АИС ЕГРКН <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области в течение 5 месяцев со дня разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Могила пионера Вити Захарченко, расстрелянного фашистами в 1942 году. Скульптура.» провести работу по утверждению зоны охраны указанного объекта культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд.
Судья Е.А. Котельвина
Мотивированный текст решения составлен 12.12.2022 года.