Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Терентьевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-965/2018 по административному исковому заявлению Коломейчука А.П., Купневич Е.Ю., Ульянова В.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, просили суд восстановить срок для обращения в суд с заявлением,
установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 109 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 82 531 рубль,
установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 29,1 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 22 033 рубля,
установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 72,6 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 54 970 рублей.
В обоснование требований указали, что Коломейчуку А.П. на праве собственности принадлежит сооружение с кадастровым номером №, Купневич Е.Ю. на праве собственности принадлежит сооружение с кадастровым номером №, Ульянову В.В. на праве собственности принадлежит сооружение с кадастровым номером №. В отношении указанных сооружений установлена кадастровая стоимость, которая по состоянию на 06.06.2011 года составляет: в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей, в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей, в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей. При определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные площади объектов недвижимости, что подтверждается заключением специалиста от 01.03.2019 года № № на отчет об определении кадастровой стоимости недвижимости нежилого фонда Самарской области № № том 7 от 29.06.2011 года, подписанным оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» ФИО1 В соответствии с заключением специалиста от 01.03.2019 года № №, при расчете кадастровой стоимости сооружений с учетом верной площади, указанной в выписках из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, размер кадастровой стоимости сооружений составляет: сооружение с кадастровым номером № – 82 531 рубль, сооружение с кадастровым номером № – 22 033 рубля, сооружение с кадастровым номером № – 54 970 рублей. Неверное определение кадастровой стоимости сооружений нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку влечет неверное определение их налоговых обязательств, в частности по уплате налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям от 11.01.2019 года № №, от 18.01.2019 года № №, от 11.01.2019 года № № Куприянов Д.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации с.п.Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области, Администрации муниципального района Приволжский Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, Ульянова Н.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Из материалов дела следует, что сооружение – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 109 кв.м., адрес: <адрес>, на праве собственности принадлежит Коломейчук А.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.02.2019 года.
Сооружение – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 29,1 кв.м., адрес: <адрес>, на праве собственности принадлежит Купневич Е.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.02.2019 года.
Сооружение – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 72,6 кв.м., адрес: <адрес>, на праве общей совместной собственности принадлежит Ульянову В.В., Ульяновой Н.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.02.2019 года.
Административные истцы, будучи собственниками указанных объектов недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно отчету № № об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Самарской области от 29.06.2011 года, изготовленного Пермским филиалом ФГУП «ФКЦ Земля» на основании Государственного контракта от 29.11.2010 года № № по теме: «Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости» (том 7), рыночная стоимость сооружения – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, площадью 3 938 кв.м., составляет 2 980 308 рублей, рыночная стоимость сооружения – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, площадью 3 938 кв.м., составляет 2 980 308 рублей, рыночная стоимость сооружения – часть железобетонной площадки с кадастровым номером №, площадью 3 938 кв.м., составляет 2 980 308 рублей.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости установлена постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет по состоянию на 06.06.2011 года:
в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей,
в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей,
в отношении сооружения с кадастровым номером № – 2 980 308 рублей.
В соответствии с заключением специалиста ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» от 01.03.2019 года № №, для расчета кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости. При расчете кадастровой стоимости объектов с учетом верной площади, указанной в выписках из Единого государственного реестра недвижимость об объектах недвижимости от 28.02.2019 года, размер кадастровой стоимости должен быть следующим:
в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 82 531 рубль,
в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 22 033 рубля,
в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 54 970 рублей.
Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости были использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости в части размера площади каждого сооружения, а именно при расчетах была принята площадь каждого спорного сооружения в размере 3 989 кв.м. Между тем, площадь сооружения с кадастровым номером № составляет 109 кв.м., площадь сооружения с кадастровым номером № – 29,1 кв.м., площадь сооружения с кадастровым номером № – 72,6 кв.м.
При указанных данных расчет кадастровой стоимости сооружений исходя из верной их площади составляет: в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 82 531 рубль, в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 22 033 рубля, в отношении части железобетонной площадки с кадастровым номером № – 54 970 рублей, что подтверждается заключением специалиста ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» от 01.03.2019 года № №. Данное заключение суд считает обоснованным и верным, выполненным в соответствии с данными характеристик каждого объекта недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и в соответствии с нормами ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными документами.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административные истцы обратились в суд с административным иском 21.03.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Коломейчука А.П., Купневич Е.Ю., Ульянова В.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 109 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 82 531 рубль.
Установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 29,1 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 22 033 рубля.
Установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером №, наименование: часть железобетонной площадки, назначение: нежилое, площадью 72,6 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 54 970 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 21.03.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 мая 2019 года.
Председательствующий: Панкова М.А.