Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-174/2024 (2-2665/2023;) ~ М-2795/2023 от 18.12.2023

Дело №2-174/2024

59RS0044-01-2023-004162-20     подлинник

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горнозаводск    30 января 2024 года.

Чусовской городской суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводск) в составе:

председательствующего судьи Башировой А.А.,

с участием представителя истца- помощника прокурора Горнозаводского района Аскаровой Н.А., законного представителя истца С.Д.- Б.Н.,

представителя ответчика Б,

при секретаре М,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске дело по исковому заявлению прокурора Горнозаводского района в интересах С.Д. к администрации Горнозаводского городского округа об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в жилое помещение для инвалида,

у с т а н о в и л :

адрес обратился в суд с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида С.Д. к администрации Горнозаводского городского округа о возложении обязанности в срок до дата обеспечить условия для беспрепятственного доступа С.Д., являющегося инвалидом-колясочником, в жилое помещение и к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, подъезд ..., адрес путем установки перекатного съемного пандуса для преодоления порогов в инвалидной коляске на входе в квартиру, телескопического съемного пандуса на лестничных пролетах с 1 по 3 этаж, бетонного пандуса с ограждением с одной стороны на входе в подъезд, пристенного поручня для спуска в инвалидной коляске.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что С.Д., дата г.р., является ребенком-инвалидом, самостоятельно не передвигается, находится исключительно в инвалидной коляске.. С.Д. проживает по адресу: адрес, подъезд ..., адрес. Постановлением администрации города Горнозаводска от дата ... «О создании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории Горнозаводского городского округа Пермского края» создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах (далее – Комиссия), в которых проживают инвалиды, утверждено положение и состав комиссии.дата Комиссией проведено обследование жилого помещения, где проживает С.Д., составлен Акт комиссионного обследования, в котором определена необходимость проведения работ по обеспечению доступности дома, в котором проживает инвалид. В 2021 году администрацией округа составлен локальный сметный расчет на ремонт жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает С.Д. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Горнозаводского городского округа работы по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, не проведены. Жилое помещение, в котором проживает С.Д. и общее имущество многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес, подъезд ..., не отвечает требованиям доступности для инвалидов. Таким образом, установлено, что администрацией Горнозаводского городского округа адрес не исполняется обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому зданию, приспособления жилого помещения, в котором проживает инвалид, и многоквартирного дома.

В судебном заседании помощник прокурора Аскарова Н.А. заявленные требования поддержала.

В судебном заседании законный представитель С.Д.- Б.Н. исковые требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что С.Д. является ее сыном. Ее сын является ребенком-инвалидом, имеет диагноз ДЦП, передвигается на кресле-коляске, самостоятельно передвигаться не может. С.Д. в настоящее время присвоена первая группа инвалидности как ребенку-инвалиду бессрочно. Квартира, в которой она проживает вместе с сыном по адресу: 30 лет Победы,20-111 расположена на третьем этаже многоквартирного дома. Из-за отсутствия пандусов как при входе в подъезд, так и в самом подъезде на лестничных пролетах, при входе в квартиру, она вынуждена ежедневно поднимать и спускать сына на руках. Она обращалась в администрацию по вопросу оборудования подъезда пандусами, комиссия приходила, признала, что необходимо установить данные пандусы как в подъезде, так и при входе в квартиру, однако по настоящее время меры для организации беспрепятственного доступа С.Д. в жилое помещение не приняты.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Горнозаводского городского округа по доверенности Б не оспаривая законность требований прокурора, в части возложенной законом на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа, в том числе в жилое здание, а также в части отсутствия в подъезде многоквартирного дома, где проживает С.Д., пандусов и необходимость проведения работ по их установке, при вынесении решения просила учесть, что в бюджете Горнозаводского городского округа Пермского края отсутствуют необходимые денежные средства, поскольку Горнозаводский городской округ является дотационной территорией, между администрацией и Министерством финансов Пермского края от дата заключено соглашение «О мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Пермского края», в соответствии с которым муниципалитет обязан обеспечить погашение кредиторской задолженности в объеме 50 747, 4 тыс. руб. до дата за счет собственных средств бюджета, также обязан не вносить на рассмотрение в представительный орган муниципального образования Пермского края проектов решений о бюджете муниципального образования Пермского края на очередной финансовый год плановый период и о внесении изменений в решение о бюджете до согласования с Министерством финансов Пермского края. Бюджет на 2024 года и плановый период 2025,2026 годов уже сформирован. Согласно локальному сметному расчету ... на проведение работ по обеспечению условий доступности общего имущества в жилом помещении по адресу: адрес требуется 34 526,60 руб. В связи с отсутствием дополнительных источников финансирования, дефицитности бюджета, для соблюдения баланса интересов и необходимости исполнения полномочий органа местного самоуправления, с учетом временных затрат, требующихся для проведения работ, и проведения конкурсных процедур для определения подрядчика, просила установить разумный срок для исполнения решения суда –до дата.

Привлеченные по делу в качестве третьего лица ООО УК «Оптима», извещенные судом надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явились. Представили отзыв, согласно которого просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора поддерживают.

Суд, заслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 181-ФЗ определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Аналогичную обязанность возлагает на органы местного самоуправления и Закон пермского края от 04.04.2016 №627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Пермского края».

Частью 2 ст. 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в п. 5.1 ст. 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.

Частью 3 ст. 15 ЖК РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

В п. 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (п. 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 6 Правил).

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (пп. е п. 12 Правил).

П. 14 Правил установлено, что Перечень мероприятий может включать в себя:

минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (пп. а);

оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (пп. б);

максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пп. в).

Исходя из содержания п. 14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что С.Д., дата года рождения, является сыном Б.Н., что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Согласно сведений, содержащихся в амбулаторной карте С.Д., С.Д. состоит на учете у врача-невролога с диагнозом ДЦП, спастический тетрапарез средней степени тяжести, структурная эпилепсия в стадии длительной ремиссии, умеренная умственная недостаточность. С.Д. самостоятельно не ходит, передвигается на инвалидной коляске, нуждается в постоянном постороннем уходе. Данные обстоятельства также подтверждаются индивидуальной программой реабилитации инвалида от дата в отношении С.Д.

Согласно справке МСЭ-2012 ..., С.Д. с дата является ребенком-инвалидом. В настоящее время, С.Д., начиная с дата установлена первая группа инвалидности как ребенку-инвалиду бессрочно., что подтверждается справкой МСЭ-2022 ... от дата

С.Д. зарегистрирован и проживает по адресу: адрес, подъезд ..., адрес вместе с матерью Б.Н. ( л.д.7-8- копия паспорта). Данные обстоятельства также подтверждаются справкой ООО УК «Оптима» от дата.

Согласно технического паспорта на многоквартирный дом по адресу: адрес, предоставленного ГБУ «ЦТИ ПК», адрес расположена на 3 этаже многоквартирного дома.

Постановлением администрации города Горнозаводска от 21.06.2019 № 945 «О создании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории Горнозаводского городского округа Пермского края» создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах (далее – Комиссия), в которых проживают инвалиды, утверждено положение и состав комиссии.

дата Комиссией проведено обследование жилого помещения по адресу: адрес, где проживает С.Д., на соответствие требованиям обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах. При обследовании жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает С.Д., комиссией установлено следующее: входная дверь в квартиру имеет высокий порожек ( более 14 мм высотой). Необходимо приобрести перекатной съемный пандус для преодоления порогов в инвалидной коляске. Квартира находится на 3 этаже, для спуска инвалидной коляски требуется приобрести телескопический съемный пандус L= 3200 мм облегченной конструкции. Крыльцо в подъезд не оборудовано пандусом, необходимо выполнить работы по устройству бетонного пандуса с ограждением м с одной стороны. На 1 этаже необходимо установить пристенный поручень для удобства спуска в инвалидной коляске. По итогам обследования комиссией составлен Акт комиссионного обследования ( л.д.13-15), в котором определена необходимость проведения вышеуказанных работ по обеспечению доступности дома, в котором проживает инвалид.

Согласно локальному сметному расчету ... на проведение работ по обеспечению условий доступности общего имущества в жилом помещении по адресу: адрес требуется 34 526,60 руб. ( л.д.16-17).

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Горнозаводского городского округа работы по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, не проведены, жилое помещение, в котором проживает С.Д. и общее имущество многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес ..., не отвечает требованиям доступности для инвалидов, что подтверждается актом о результатах выездного осмотра от дата ( л.д.19-28) и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

Из приведенных выше норм права следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить инвалидам условия для их беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Доводы о том, что бюджетом муниципального образования не предусмотрены денежные средства на проведение мероприятий по обеспечению условий доступности жилого помещения, в котором проживает С.Д. и общего имущества в многоквартирном доме, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктур в зависимость от финансовой возможности.

Учитывая, что требования законодательства по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому зданию со стороны органа местного самоуправления не соблюдаются по настоящее время, доказательств обратного суду не представлено, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по обеспечению С.Д. условиями для беспрепятственного доступа к жилому зданию, требуется решение вопроса финансирования, исходя из разумности и реальной необходимости исполнения судебного решения, с учетом требований бюджетного законодательства и процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», срок исполнения решения суда в отношении ответчика администрации Горнозаводского городского округа суд определяет до 01.10.2024г.

Указанный срок исполнения решения суда является разумным и достаточным, ответчик не лишен возможности исполнить решение суда полностью либо в части до истечения определенного судом срока.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ч.3 ст.173, ст.ст. 194, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию Горнозаводского городского округа в срок до дата обеспечить С.Д. беспрепятственный доступ в жилое помещение и к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес7, адрес, путем установки перекатного съемного пандуса для преодоления порогов в инвалидной коляске на входе в квартиру, телескопического съемного пандуса на лестничных пролетах с 1 по 3 этаж подъезда ..., бетонного пандуса с ограждением с одной стороны на входе в подъезд ..., пристенного поручня для спуска в инвалидной коляске.

Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд (постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске) в апелляционном порядке.

Судья А.А. Баширова

2-174/2024 (2-2665/2023;) ~ М-2795/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Горнозаводского района Пермского края
Смураго Дмитрий Михайлович
Ответчики
Администрация Горнозаводского городского округа Пермского края
Другие
ООО "УК "Оптима"
Бородина Наталья Андреевна
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Баширова А.А.
Дело на странице суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее