Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1036/2023 ~ М-954/2023 от 28.08.2023

66RS0056-01-2023-001293-56

дело № 2-1036(8)2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тавда                                    25 октября 2023 года

мотивированное решение от 01 ноября 2023 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Галкина С.В.,

при секретаре судебного заседания Гутковской М.С.,

с участием представителя ответчика ООО «Омега» Удовенко М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Омега» о признании действий по розничной торговле табачной продукцией противоправными,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в Тавдинский районный суд <адрес> с иском к ООО «Омега», в котором просит признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в розничной торговле табачной продукцией в магазине «Продукты», расположенном в непосредственной близости от образовательных и спортивных учреждений.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании полученной информации из Федеральной службы Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 02/11790 «О проведении профилактических мероприятиях в отношении никотинсодержащей продукции», Приказа Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении мероприятий в отношении розничных точек продаж никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции», ДД.ММ.ГГГГ Приказом начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о проведении выездного обследования в отношении ООО «Омега».

ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 48 минут в ходе выездного обследования установлено, что в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «Омега», в нарушение требований пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» осуществляется реализация табачной продукции непосредственно вблизи с образовательными учреждениями МКОУ детский сад (адрес: <адрес>) и МАОУ ДО «Спортивная школа» (адрес: <адрес>). Вышеуказанное правонарушение подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации Администрации Тавдинского городского округа расстояние от входа в магазин «Продукты» до ближайших точек, граничащих с территориями, предназначенными для оказания образовательных услуг, по прямой линии без учета искусственных и естественных преград: от магазина «Продукты» ООО «Омега» до границ территории МКДОУ детский сад составляет 32 метра; от магазина «Продукты» ООО «Омега» до границ территории МАОУ ДО «Спортивная школа» составляет 22 метра.

Тогда как в соответствии с пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Таким образом, розничная торговля табачной продукцией в магазине «Продукты», принадлежащем ООО «Омега», на расстоянии менее чем сто метров от территории, предназначенной для оказания образовательных услуг, нарушает требования действующего законодательства, а также нарушает права граждан на здоровую среду обитания.

В связи с чем, истец просит признать действия ООО «Омега» по розничной торговле табачной продукцией в магазине «Продукты», расположенном по адресу: 623950, <адрес>, противоправными, в связи с близким расположением к территориям, предназначенным для оказания образовательных услуг.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (ТО в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и <адрес>х) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, с последующим направлением копии решения.

Представитель ответчика – директор ООО «Омега» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что после проведённой проверки Общество перестало осуществлять продажу табачной продукции в магазине «Продукты».

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п. 1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N322.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории <адрес> служба представлена Управлением.

В соответствии с п. 8.4.6. Типового положения об Управлении Роспотребнадзора, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии абз. 7 п. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, возможность обращения с иском в суд в случаях нарушения санитарного законодательства предусмотрена п. 1.2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в силу ст. 2 посредством контроля над выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, мер по своевременному информированию населения о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

На основании ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья, включает в себя, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Как установлено в судебном заседании, на основании информации, полученной из Федеральной службы Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 02/11790 «О проведении профилактических мероприятиях в отношении никотинсодержащей продукции», Приказа Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении мероприятий в отношении розничных точек продаж никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции», ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и <адрес>х издан Приказ о проведении выездного обследования ООО «Омега».

ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 48 минут в ходе выездного обследования специалистами Ирбитского ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> выявлено, что в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «Омега», в нарушение требований пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» осуществляется реализация табачной продукции в непосредственной близости от образовательных учреждений - МКОУ детский сад (адрес: <адрес>) и МАОУ ДО «Спортивная школа» (адрес:<адрес>). Факт реализации табачной продукции в данном магазине подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются, в том числе, и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности; обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, последствиями потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, и в целях сокращения потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляются следующие меры: установление запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией;

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи): на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции").

В силу п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Приведенные нормы направлены на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков и запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.

Данные нормы носят императивный характер и обязательны для соблюдения продавцом - юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, осуществляющие розничную торговлю табачной продукцией, и направлены на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков и запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Тавдинского городского округа, расстояние от входа в магазин «Продукты» ООО «Омега», расположенного по адресу: <адрес>, до границ территории МКДОУ детский сад (расположенного по адресу: <адрес>) составляет только 32 метра; от магазина «Продукты» до границ территории МАОУ ДО «Спортивная школа» (расположенного по адресу: <адрес>) составляет только 22 метра.

Как следует из Устава МКДОУ детского сада общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей и Устава МАОУ ДО «Спортивная школа», предметом и целью деятельности данных Учреждений является осуществление образовательной деятельности/услуг.

Таким образом, розничная торговля табачной продукцией в магазине «Продукты» ООО «Омега», расположенного по вышеуказанному адресу, на расстоянии менее чем сто метров от территории, предназначенной для оказания образовательных услуг – нарушает требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а также нарушает права граждан на здоровую среду обитания.

Поскольку нарушение ответчиком требований действующего законодательства, направленного на ограничение курения табака несовершеннолетними, влечет за собой нарушение прав населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, неблагоприятно влияет на воспитание подрастающего поколения, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по реализации табачных изделий в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, являются противоправными, а потому требования истца подлежат удовлетворению.

В пункте 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.

Несмотря на утверждения представителя ответчика о том, что в настоящее время реализация табачной продукции в магазине «Продукты» не осуществляется, относимых и допустимых доказательств этому в материалы дела ответчиком не представлено.

Заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> требования об установлении ответчику запрета на осуществления деятельности по розничной торговле табачной продукцией на будущее время соответствует положениям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, и установленным по делу обстоятельствам о том, что деятельность ООО «Омега» создаёт опасность причинения вреда в будущем. В связи с чем, заявленные требования о запрете ООО «Омега» розничной торговли табачной продукцией в магазине «Продукты» также подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с учетом требований имущественного и неимущественного характера. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учётом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Омега», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в размере 6 000 рублей, так как заявленные исковые требования неимущественного характера подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░ , ░░░░ ), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» (<░░░░░>).

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░ <░░░░░> ░░░░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░ , ░░░░ ), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░            ░░░░░░░            ░.░. ░░░░░░

2-1036/2023 ~ М-954/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Ответчики
ООО "ОМЕГА"
Суд
Тавдинский районный суд Свердловской области
Судья
Галкин Сергей Владиленович
Дело на сайте суда
tavdinsky--svd.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2023Передача материалов судье
31.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее