Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-5370/2021 от 06.09.2021

Дело №5-5370/2021

86RS0002-01-2021-008662-67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 октября 2021 года г. Нижневартовск

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Коваленко Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «СпецТрансАвто», ОГРН , ИНН , юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

16июня 2021 года государственным инспектором Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Анисимовым П.В. в отношении ООО"СпецТрансАвто"был составлен протокол №0148-5813-2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ООО «СпецТрансАвто» эксплуатирует опасный производственный объект: «Площадка ППУА» peг. №, III класса опасности, расположенный по адресу: <адрес>) в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.Местом совершения административного правонарушения указан адрес<адрес>,временем совершения правонарушения указана дата его обнаружения 27 мая 2021 года в 9.00 (л.д.5-7).

Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Оснований для признания обязательным присутствия законного представителя юридического лица и представителя административного органа не имеется, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Административная ответственность, установленная частью 1 статьи 9.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) и пункта 1Приложения 1 к нему, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

В силу пунктов 3, 4 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Пунктом 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Одним из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (действующего в период возникновения спорных правоотношений), лицензирование эксплуатации объектов осуществлялось Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о промышленной безопасности,Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170,пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору также осуществляетфедеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления надзорной деятельности государственный инспектор Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского Управления Ростехнадзора АнисимовП.В. выявил, что ООО"СпецТрансАвто" эксплуатирует опасный производственный объект: «Участок паровых передвижных установок» peг. №, III класса опасности, расположенный по адресу: <адрес>, в отсутствие лицензии на их эксплуатацию, в связи с чем 16 июня 2021 года им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является отсутствие состава административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности установлено, что требования промышленной безопасности обязана соблюдать организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.

Между тем, доказательства того, что ООО "СпецТрансАвто" эксплуатирует опасный производственный объект «Участок паровых передвижных установок» peг. №, III класса опасности, расположенный по адресу: <адрес>) должностным лицом не представлены.

Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «СпецТрансАвто» нарушений требований пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности в связи с владением опасным производственным объектом «Площадка участка ППУА» peг. №, III класса опасности,расположенную по адресу: <адрес>, и о виновности последнего в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в этой части.

Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 указанной статьи).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 названной статьи).

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о промышленной безопасности к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.

На момент выявления административного правонарушения федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществлялся федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопас­ности (Ростехнадзором) в порядке, предусмотренном Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №1170.

В силу пункта 7 данного Положения федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 11 того же Положения было установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, положения Закона о промышленной безопасности в части контрольных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, на дату события административного правонарушения могли применяться лишь во взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

С учетом положений статьи 1 и главы 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, основной формой реализации контрольно-надзорными органами предоставленных им полномочий по осуществлению государственного надзора (контроля) и муниципального контроля является проведение проверок (плановых, внеплановых).

Согласно части 1 статьи 14 этого же закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Именно результаты проверки (плановой либо внеплановой), проведенной в соответствии с названным Федеральным законом, могут являться основанием для привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя к административной ответственности при условии, что у этого лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Закон допускает проведение контрольно-надзорными органами мероприятий по контролю и без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (статья 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ) - данные мероприятия проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В случае выявления при проведении указанных мероприятий нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (часть 5 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ). При этом, в силу части 3 статьи 13.2 того же закона, мероприятия по контролю, проводимые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не должны подменять собой проверку.

Иной порядок привлечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при реализации административными органами мероприятий по государственному надзору (контролю) возможен лишь в случаях, прямо указанных в законе, например, при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальномуимуществу (пункт 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ) - в этих случаях, по смыслу закона, комплекс процессуальных действий по сбору и закреплению доказательств при обнаружении органом государственного контроля (надзора) признаков административного правонарушения может осуществляться в рамках административного расследования, производимого и оформляемого в соответствии с положениями статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, по делам, связанным с осуществлением государственного надзора (контроля), составление в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении и назначение этому лицу административного наказания по результатам одного лишь рейдового или иного мероприятия мероприятия по контролю, в отсутствие акта проверки либо проведения административного расследования, свидетельствует о несоблюдении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 18 постановления от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Как следует из материалов дела, нарушение ООО «СпецТрансАвто»требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов было выявлено в ходе осуществления должностным лицом Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростех­надзора деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из материалов дела усматривается, что должностным лицом территориального органа Ростехнадзора были истребованы документы, касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого юридического лица, однако документы, позволяющие уста­новить, в рамках какой именно конкретной административной процедуры надзорным органом осу­ществлялись указанные проверочные действия, в материалы дела административным органом не представлены.

Также в материалах дела отсутствуетраспоряжение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведе­нии проверки, какие – либо сведения о её проведении, доведенные до проверяемого юриди­ческого лица в целях соблюдения его прав и законных интересов, иные соответствующие процессуальные документы.

Следовательно, проверочные мероприятия в отношении ООО "СпецТрансАвто"были проведены без учета положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, в связи с чем составленный по их итогам протокол об административном правонарушении не может быть положен в основу выводов о виновности юридического лица в совершении противоправного деяния.

Кроме того, исходя из конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу, является установление, помимо прочего, даты совершения Обществом вменяемого ему правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В протоколе №0148-5813-2021 об административном правонарушении имеется ссылка на то, что правонарушение, допущенное ООО "СпецТрансАвто" является длящимся, в связи с чем датой его совершения является дата его обнаружения -27.05.2021 года.

Между тем, доказательства, на основании которых можно было бы установить день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, необходимых процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения не производилось, квалифицирующие признаки вмененного ООО"СпецТрансАвто" правонарушения не установлены, достоверные доказательства вины ООО "СпецТрансАвто" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлены.

При таких обстоятельствах, основания для привлечения ООО «СпецТрансАвто» к административной ответственности отсутствуют, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО"СпецТрансАвто" по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Коваленко Т.К.

5-5370/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
ООО "СпецТрансАвто"
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Коваленко Т.К.
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
06.09.2021Передача дела судье
07.09.2021Подготовка дела к рассмотрению
04.10.2021Рассмотрение дела по существу
04.10.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
07.10.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
16.10.2021Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
27.10.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
28.12.2022Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее