Дело № 2-219/2019
24RS0009-01-2019-000231-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Большой Улуй, Красноярский край
ул.Революции, д.11 01 августа 2019 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
с участием истца прокурора Большеулуйского района Красноярского края Порядина О.П.,
при секретаре Кинзуль Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Мацкевич А.В. о возложении обязанностей, взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском к ответчику Мацкевичу А.В. о возложении обязанности, возмещении ущерба. Требования мотивированы тем, что 29 января 2018 года между министерством лесного хозяйства Красноярского края и ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений № с целью заготовки древесины для собственных нужд, расположенных в квартале № 26, выделе № 7, лесосеке № 1, делянке № 25, совхоз «Карабановский», Большеулуйское участковое лесничество, КГБУ «Большеулуйское лесничество», на площади 0,17 га. Срок действия договора истекает 28 января 2019 года. При проведении осмотра мест рубок должностными лицами КГБУ «Большеулуйское лесничество» установлено, что в указанном месте при осуществлении заготовки древесины ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, он не произвёл очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,026 га. Размер вреда, причиненного лесам и находящимся в нём природным объектам составил 447 рублей 73 копейки. Неисполнение ответчиком требований лесного законодательства влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Истец просит возложить на ответчика обязанность очистить лесосеку от порубочных остатков на площади 0,026 га, взыскать с ответчика в пользу бюджета Российской Федерации 447 рублей 73 копейки.
В судебном заседании прокурор Порядин О.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Мацкевич А.В. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство лесного хозяйства Красноярского края, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении гражданского дела в отсутствие их представителя.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие ответчика, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 58 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч.3 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с ч.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с ч.2.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно п. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с подпунктом «к» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года, меры пожарной безопасности в лесах по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) отнесены к обязанностям лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.
При этом пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года предусматривает, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 607 от 20 мая 2017 года, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч.2 ст.4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 года № 374-п органом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор в Красноярском крае, определено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В настоящем судебном заседании установлено, что ответчик Мацкевич А.В. в период с 29 января 2018 года по 28 января 2019 года осуществлял заготовку древесины для личных нужд на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, одновременно с заготовкой древесины не выполнил мероприятия по очистке лесосеки, причинив ущерб лесному фонду РФ.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд № от 29 января 2018 года он заключён между продавцом министерством лесного хозяйства Красноярского края и покупателем Мацкевич А.В.. По условиям договора продавец передаёт в собственность покупателю лесные насаждения на землях, находящихся в федеральной собственности для заготовки древесина для отопления жилых помещений (п.1) Местоположение лесных насаждений следующее: Красноярский край, Большеулуйский район, КГБУ «Большеулуйское лесничество», Большеулуйское участковое лесничество, совхоз «Карабановский», кв.№ 26, выдел № 7, лесосека № 1, делянка № 25 (п.2). Вывоз древесины осуществляется одновременно с заготовкой в срок с 29.01.2018 года по 28.01.2019 года (п.7). Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины путем разбрасывания измельчённых порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий в сроки с 29.01.2018 года по 28.01.2019 года (п.8). Заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядком проведения лесосечных работ, утверждёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9) (л.д.7-10).
Согласно акту натурного осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) (л.д.11), согласно схеме расположения лесонарушения к акту осмотра лесосеки от 08 мая 2019 года (л.д.12), 28 мая 2019 года проведен осмотр мест рубок в квартале 26, выдел 7, лесосека 1, делянка 25 Большеулуйского участкового лесничества КГБУ «Большеулуйское лесничество», отведенной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд № от 29 января 2018 года Мацкевич А.В., лесничим КГБУ «Большеулуйское лесничество» В.Ф.Гайковым, при участии мастера леса О.В.Мийна на площади 0,026 га установлена неочистка мест рубок от порубочных остатков в виде ветвей, сучьев, макушечных частей деревьев.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Захламлением лесосек порубочными остатками лесному фонду причиняется вред, который заключается в том, что не создаются условия для его восстановления, ухудшается противопожарное и санитарное состояние лесов, чем нарушаются права граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доказательств тому, что ответчик надлежащим образом исполнил свои обязательства по очистке лесосеки от порубочных остатков ответчиком, суду не представлено. Срок заготовки древесины истёк 27 апреля 2019 года.
Размер ущерба, причинённого окружающей среде в результате захламления лесного участка порубочными остатками, представленный истцом в расчетно-технологической карте (л.д.13, 14), составляет 1722 рубля 03 копейки за 1 гектар, или 447 рублей 73 копейки за 0,026 га, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», устанавливающего необходимость применения такс для определения размера ущерба, а также увеличение в 10 раз затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования в случае размещения в лесах отходов производства и потребления.
Иск подлежит удовлетворению.
Срок в 6 месяцев, в течение которого истец просит обязать ответчика произвести очистку лесосеки от порубочных остатков, является разумным и достаточным.
Истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
На основании статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в интересах Российской Федерации для физических лиц составляет 300 рублей, при подаче имущественного иска в размере до 20000 рублей размер государственной пошлины составляет 4% от цены иска, но не менее 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.
Мацкевич А.В. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести очистку лесосеки в квартале № 26, выдел № 7, лесосека № 1, делянка № 25 Большеулуйского участкового лесничества КГБУ «Большеулуйское лесничество», совхоз «Карабановский» от порубочных остатков на площади 0,026 гектара.
Взыскать с Мацкевич А.В. в пользу бюджета Российской Федерации ущерб в размере 447 (четыреста сорок семь) рублей 73 копейки.
Взыскать с Мацкевич А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 700 (семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 01 августа 2019 года.
Судья: