Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 08 августа 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административного истца – Чусовляновой А.М., представителя административного ответчика – Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1445/2019 по административному исковому заявлению Чусовляновой О.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Чусовлянова О.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным и не используется в спорный налоговый период в качестве торгового объекта, объекта бытового обслуживания или общественного питания. Помещение расположено в здании жилого дома и не используется.
В судебном заседании представитель административного истца Чусовлянова А.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень на 2019 год на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ, как помещение, расположенное в цокольном этаже жилого дома, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Валюткиной С.Ш., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован на сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре принятия и порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 год включено нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 194 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Из материалов дела видно, что собственником нежилого помещения является Чусовлянова О.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2017г., 22.11.2018г., 14.01.2019 г.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень объектов на 2019 год на основании п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером № имеет наименование и назначение: «нежилое помещение», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации – техническому паспорту от 28.12.2018 г., подготовленному ООО «Кадастрово-риэлторский центр «Спектр», указанное выше нежилое помещение включает части назначением: «помещения», «коридоры», «санузлы», «лестницы».
Нежилое помещение расположено в цокольном этаже № 1, этаже № 1 объекта капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0817003:532, имеющем назначение «многоквартирный дом» и наименование: «жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой», год завершения строительства 2008, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.01.2019 г.
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> отсутствуют, о чем представлена выписка из ЕГРН от 14.01.2019г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения в Перечень объектов на 2019 год требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования Перечня и утверждения его приказом, административным ответчиком не проводилось.
Сведения о передаче помещения в аренду отсутствуют.
По результатам осмотра нежилого помещения с кадастровым номером № уполномоченной организацией ГБУ СО «Центр размещения рекламы» составлен акт от 28.01.2019 года.
Как видно из акта, фактическое использование помещения определено как: 121 кв.м - пустое помещение, 1,7 кв.м – моечная, 59 кв.м – коридоры, лестницы, 2, 5 кв.м – санузел.
Акт обследования фактического использования составлен после включения помещения в Перечень и соответствие его критериям, предусмотренным п. 5 ст. 378.2 НК РФ не подтверждает.
Иных доказательств административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено. Доводы административного истца о том, что помещение не используется, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год и полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт – приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 г. № 1608, который является действующим, не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующими в части со дня его принятия.
На основании изложенного, заявленные Чусовляновой О.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Чусовляновой О.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, н9.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.08.2019г.