к делу № 2-1632/2023
УИД № 23RS0044-01-2023-001117-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2023 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Арудовой С.Ф.,
с участием:
представителя истца по нотариальной доверенности Литвиненко В.В.,
представителя ответчика по доверенности Потехиной Е.Ю.,
представителя третьего лица, директора Короткова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Филиалу «Северский» ООО «АСУ-Сервис» об обязании установить, ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам общедомовой прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого дома № 36 по
<адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Литвиненко В.В., действующий по нотариальной доверенности в интересах Литвиненко А.В., обратился в суд с исковым заявлением к Филиалу «Северский» ООО «АСУ-Сервис», в котором просит обязать последнего в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, установить, ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам общедомовой прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого <адрес>.
В обоснование искового заявления указал, что между ресурс снабжающей организацией филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» и собственником жилого помещения (квартиры) № 24 многоквартирного жилого <адрес> края заключён договор на коммунальную услугу в виде отопления по централизованным сетям тепло-снабжения и внутридомовой инженерной системы отопления. Договор заключён в устной форме путём совершения со стороны абонента конклюдентных действий по лицевому счёту абонента № 00-000531, на основании п. 6 обязательных «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых ПП РФ от 06.05.2011г. № 354. При этом начисления оплаты за потреблённый коммунальный ресурс централизованного отопления производится расчётным путём по нормативу потребления.
14.12.2022г. Литвиненко А.В. направил в адрес филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» требование от 14.12.2022г. № об установке и допуске к расчётам обще-домового прибора учёта коммунального ресурса централизованного отопления. Со стороны ресурс снабжающей организации требование не исполнено, ответ (возражение) на требование в адрес заявителя не направлен.
25.01.2023г. Литвиненко А.В., основываясь п. 6 ст. 9.16 и ст. 23.30 КоАП РФ, направил через ФГУП «Почта России» в адрес надзорной инстанции Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о правонарушении в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно письма от 07.02.2023г. № заявление перенаправлено по подведомственности в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края. Ответа со стороны государственной жилищной инспекции Краснодарского края на заявление Литвиненко В.В. не последовало в установленный законом срок. Со стороны ресурс снабжающей организации филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» действия, направленные на установку и допуск к эксплуатации общедомового прибора учёта коммунального ресурса централизованного отопления жилого помещения в многоквартирном доме, не предприняты.
Таким образом, по мнению представителя истца, ресурс снабжающая организация филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» нарушает требования Федерального закона «об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009г. № 261-Ф3, тем самым нарушает законные права и существенные интересы потребителя коммунальной услуги централизованного отопления, Литвиненко А.В.
В судебном заседании представитель истца Литвиненко В.В. на исковых требованиях настаивал и просил иск удовлетворить в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Потехина Е.Ю. исковые требования не признала, так как у них нет технической возможности установить прибор учёта. Также пояснила, что сетям 43 года и неизвестно как это повлияет на их дальнейшую работу. Дом 1980 года постройки, а капитальный ремонт в нём делался только крыше, но доказательство этому они не предоставляли. Статья 48 № 268-ФЗ предусматривает установку прибора учёта в домах. В судебных прениях согласилась, что они обязаны установить прибор учёта.
Представитель третьего лица, директор Коротков М.С., не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что коммунальные сети в доме находятся в исправном состоянии и для установки прибора учёта их нужно будет видоизменить. Подвал и все коммуникации в подвале это общедомовое имущество, а согласия всех собственников дома на эти работы, нет.
Выслушав представителя истца Литвиненко В.В., представителя ответчика Потехину Е.Ю., представителя третьего лица Короткова М.С., изучив исковое заявление, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как указано в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах гражданского дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.10.2020г. (л.д. 5-6), согласно которой жилое помещение, а именно квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, истцу по делу.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как указано в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (ред. от 27.03.2023г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» регламентировано, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Также, подпунктами «а», «б» и «г» пункта 10 указанного Постановления предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 42 данного Постановления, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию и сохранности общего имущества многоквартирного жилого дома лежит на управляющей организации.
Как было установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела третье лицо ООО «Комплексное обслуживание недвижимости» является обслуживающей организацией в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного в <адрес> №, а истцу принадлежит на праве собственности <адрес> данном <адрес>.
Как следует из материалов дела исполняющий обязанности главы Северского сельского поселения ФИО7 постановлением № 701 от 06.12.2022г., присвоил статус единой теплоснабжающей организации на территории Северского сельского поселения Северского района Обществу с ограниченной ответственностью «АСУ-Сервис» (ИНН №, КПП №) с 04 октября 2022 года. Определена зоной деятельности единой теплоснабжающей организации территория Северского сельского поселения Северского района.
Также, как усматривается из договора аренды № 12 муниципального имущества, необходимого для осуществления деятельности по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Северского сельского поселения Северского района от 21.09.2022г., («Арендодатель») - администрация Северского сельского поселения, («Арендодатель»), в лице главы Северского сельского поселения Северского района ФИО2, действующего на основании Устава и («Арендатор») - общество с ограниченной ответственностью «АСУ Сервис», («Арендатор»), в лице директора ФИО3, действующего на основании Устава заключили настоящий договор о нижеследующем: предметом настоящего договора является предоставление арендодателем арендатору во временное владение и пользование объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения (здания, сооружения, движимое имущество), необходимых для осуществления деятельности по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории муниципального образования Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края.
Таким образом, довод представителя истца, указанный в исковом заявлении о том, что между ресурс снабжающей организацией филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» и собственником жилого помещения (квартиры) № 24 многоквартирного жилого <адрес> края заключён договор на коммунальную услугу в виде отопления по централизованным сетям тепло-снабжения и внутридомовой инженерной системы отопления, нашёл своё подтверждение, в связи с чем, признаётся судом верным, что также подтверждается платёжным документом для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за январь 2023 года (л.д. 13), а также подтвердили представители ответчика и третьего лица в судебном заседании.
В связи с чем, судом установлено, что обязанность по установке, введению эксплуатации и допуску к расчётам общедомового прибора учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого <адрес> лежит на ответчике, филиале «Северский» ООО «АСУ-Сервис».
14.12.2022г. Литвиненко В.В. направил требование об установке и допуске к расчётам прибора учёта руководителю филиала «Северский» ООО «АСУ-Сервис», которому был присвоен входящий номер № 215 от 14.12.2022г. и с фамилией Яковлева И.И. напротив «принял:» (л.д. 7-8), в котором просил в срок до 15.01.2023г. направить в адрес собственников помещений многоквартирного <адрес> края проект публичного договора на оказание услуг по установке и вводу к расчётам прибора учёта коммунального ресурса централизованного отопления. В срок до 15.02.2023г. установить в указанном доме прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления. В срок до 15.03.2023г. ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам указанный прибор учёта. В обосновании своего требования указал, что на основании п. 9 ст. 13 Закона, с 01.06.2010г. организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, обязаны осуществить деятельность по установке и допуску к расчётам приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжения которыми или передачу которых они осуществляют.
25.01.2023г. Литвиненко В.В. обратился с заявлением о правонарушениях в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности к руководителю Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 9-10). В заявлении просил возбудить административное дело в отношении ООО «АСУ-Сервис» филиал «Северский» по признакам правонарушений, предусмотренных п. 6 ст. 9.16 КоАП РФ. Принять меры воздействия к руководителю ООО «АСУ-Сервис» филиал «Северский», направленных на понуждение его к исполнению федерального законодательства. В обосновании заявления указал, что 14.12.2022г. в адрес филиала «Северский» ООО «АСУ-Сервис» было направлено требование (вх. № от 14.12.2022г.) об установке общедомового прибора учёта коммунального ресурса централизованного отопления. В установленный законом срок, ресурс снабжающая организация не направила в адрес заявителя возражения на требования. А так же не производит фактических действий по исполнению законных требований заявителя. Считает, что таким образом ресурс снабжающая организация ООО «АСУ-Сервис» филиал «Северский» грубым образом нарушает Федеральное законодательство в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В материалах дела также имеется акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта от 26.06.2023г. (л.д. 43), согласно которому филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» в лице нач. Северского уч-ка Дубровина С.И., в присутствии ООО «КОН» тех. директор Дорошевский В.В. и Литвиненко В.В. проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учёта тепловой энергии по адресу: <адрес>. Обследование проведено путём осмотра, в результате обследования установлено наличие технической возможности установки узла учёта тепловой энергии. Для установки прибора учёта необходимо выполнить следующие организационно-технические мероприятия: установить узел учёта тепловой энергии согласно постановления Правительства №.
Также, в судебных прениях представитель ответчика Потехина Е.Ю. согласилась с тем, что филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» обязан установить прибор учёта тепловой энергии.
В соответствии с ч.ч. 1- 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с подп. «а» и «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № (ред. от 27.03.2023г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В силу абз. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Таким образом, как было установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, необходимо обязать филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» установить, ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам общедомовой прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого <адрес>, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 59, 67, 71, 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Литвиненко ФИО13 к Филиалу «Северский» ООО «АСУ-Сервис» об обязании установить, ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам общедомовой прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого <адрес>, удовлетворить.
Обязать филиал «Северский» ООО «АСУ-Сервис» установить, ввести в эксплуатацию и допустить к расчётам общедомовой прибор учёта коммунального ресурса централизованного отопления многоквартирного жилого <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 14 августа 2023 года.
Председательствующий: А.С. Мальцев