Дело № 2-4434/2022
55RS0002-01-2022-006516-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 05 декабря 2022 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мякишевой И.В., при помощнике Михайловой Е.В., секретаре судебного заседания Пчелиной А.В., с участием Казанцева В.А., представителя ПАО «САТУРН» Чащихиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанцева Виктора Андреевича к ПАО «САТУРН» о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Казанцев В.А. обратился в суд с названым иском, в обоснование требований указав, что на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу на должность термиста 6 разряда в Цех 18 ПАО «Сатурн», согласно результатов специальной оценки условий труда для работ в данной должности установлен класс условий труда 3.1 – вредные. Пунктом 8.3. трудового договора истцу установлен ежегодный (основной) оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Однако трудовым договором дополнительный оплачиваемый отпуск не предусмотрен. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен по собственному желанию, при этом при увольнении ему была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск лишь за 8 дней, с учетом пребывания истца в ежегодном оплачиваемом отпуске в течение 20 дней. Истец полагает, что с учетом его стажа 2 года 5 месяцев 25 дней у него возникает право на дополнительный отпуск продолжительностью 17,3 дней.
На основании изложенного истец просит взыскать с ПАО «Сатурн» в его пользу компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск в размере 26 014, 18 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 2 439,26 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец Казанцев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что ранее он работал на аналогичных должностях в других организациях и ему предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда. Полагает, что за 1 степень вредности положен дополнительный отпуск. Кроме того, сейчас он также трудоустроен на аналогичную должность на завод имени Попова А.С. и ему предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск. Кроме того, работнику, замещающему должность термиста в Цехе №, который находится в одном помещении с Цехом №, был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск.
Представитель ответчика Чащихина Е.М. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым специальная оценка труда на рабочем месте термиста цеха № производилась в 2015 году и следующая, плановая в 2020 году. Истец был ознакомлен с указанными результатами оценки условий труда, а также с коллективным договором. При этом, сотруднику, ранее замещавшему должность истца, действительно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск, так как за работниками, замещающими должность термиста, трудоустроенным до ДД.ММ.ГГГГ и работавшим на день завершения специальной оценки условий труда в 2015 году, сохраняются ранее предоставленные дополнительные гарантии, в том числе и на дополнительный оплачиваемый отпуск на основании п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421 –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. На Казанцева В.А., трудоустроенного в 2019 году, это положение закона не распространяется. В настоящий момент на рабочем месте термиста цеха № установлен 3.1 класс условий труда, которым не предусматривается такая гарантия, как дополнительный оплачиваемый отпуск. По результатам проведенной СОУТ в 2015, 2020 годах на рабочем месте термиста на печах и ваннах Казанцева В.А. установлен класс условий труда 3.1 (вредный) и предусмотрены следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда, право на досрочное назначение пенсии, прохождение медицинских осмотров, то есть дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда не предусмотрен (л.д. 66-68 т.1). При этом установление дополнительного отпуска работникам за работу во вредных условиях труда осуществляется в соответствии со ст. 117 ТК РФ на основании результатов специальной оценки условий труда, порядок проведения которой регламентирован Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда». Термист ФИО6 работал термистом на печах и ваннах цеха № с 1992 года, работникам, трудоустроенным до ДД.ММ.ГГГГ и работающим на день завершения СОУТ в 2015 году, сохранялись ранее установленные на данном рабочем месте гарантии и компенсации, в том числе дополнительный оплачиваемый отпуск, тогда как на работников, трудоустроенных после 2014 года требования ст. 15 ФЗ № не распространяются. Термисту на печах и ваннах цеха № ФИО7 установлен класс условий труда 3.2, в связи с чем ему и установлен дополни тельный отпуск в размере 7 календарных дней (л.д. 195-197 т.1). Оценка условий труда производилась сторонней организацией. Почему другие работодатели устанавливают своим работникам дополнительный отпуск, пояснить не может. В настоящее время истец трудоустроен на рабочее место, где установлен класс условий труда 3.2, который предусматривает наличие дополнительного оплачиваемого отпуска.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность требований, суд приходит к следующему.
Положения статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относят, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Положениями части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть 1).
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней (часть 2).
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (часть 3).
В силу статьи 118 Трудового кодекса Российской Федерации, отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в частности, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных настоящим Кодексом).
Согласно части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", устанавливающий правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяющий правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель вправе: проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ порядком.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Судом установлено, что истец на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ПАО «Сатурн», Цех № на должность термиста 6 разряда. При этом в пункте 9.1 трудового договора установлен класс условий труда 3.1-вредные. Пунктом 8.3. трудового договора Казанцеву В.А. установлен ежегодный (основной) оплачиваемый отпуск 28 календарных дней.
Также работнику предоставляются следующие компенсации и гарантии за работу во вредных условиях труда:
- льготное пенсионное обеспечение
-повышенный размер оплаты труда – 4% от должностного оклада
-проведение медицинского осмотра
-средства индивидуальной защиты
-смывающие и обезвреживающие вещества в соответствии с пунктами № мл, №г/500мл,№ мл, № мл приложения № к приказу министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 года № 1122Н (п. 92 трудового договора) ( том 1 л.д.10-11).
Как следует из дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением в штатном расписании должность «Термист» считать должность «Термист на печах и ваннах», указанное соглашение вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 12). Дополнительными соглашениями к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на период временной нетрудоспособности, а затем и вакансии термиста на печах и ваннах цеха 18 поручено исполнение его обязанностей, установлена доплата за совмещение в размере 50 % оклада по должности Термист на печах и ваннах цех 18.
ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен по собственному желанию, при увольнении с ним произведен расчет, согласно которому компенсация отпуска при увольнении за 8,67 дней составила 15 201,63 рубля(том 1 л.д. 15).
Истец, не согласившийся с указанным размером дней отпуска, обратился в суд с настоящим иском, так как полагает, что ему положены дополнительные дни отпуска в связи с вредными условиями труда.
Согласно статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", устанавливающий правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяющий правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Как следует из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях: ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи (пункт 2).
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией(пункт 3).
В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона (пункт 4).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Как следует из отчета о проведении специальной оценки условий труда в ОАО «Сатурн», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ в Цеху № для термиста на печах и ваннах (с учетом решения комиссии по проведению специальной оценки условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании должности «Термиста» на «Термист на печах и ваннах»(том 1 л.д. 48)), с указанием в строке 021 карточки № специальной оценки труда работника ФИО6, был установлен класс условий труда 3.1 – вредный 1-й степени, с установлением дополнительных гарантий в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании Постановления от 25.10.1974 №298/П-22, XII. Металлообработка, п. 76, Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, статья 15 (по состоянию до 01.01.2014)(том 1 л.д. 70-71).
С указанной оценкой условий труда истец был ознакомлен при приеме на работе ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 73). При этом, результаты оценки условий труда истцом не оспаривались.
Решением Комиссии по проведению специальной оценки условий труда на ПАО «Сатурн» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда (Приказ о завершении специальной оценки условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ) на рабочем месте № Термист в карте специальной оценки условий труда установлен класс условий труда «3.1» и назначены следующие льготы и компенсации: доплата 4%, дополнительный отпуск 7 календарных дней, льготное пенсионное обеспечение. В связи с производственной необходимостью должность «Термист» переименована в «Термист на печах и ваннах» - ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия установила: переименование должности не повлекло за собой изменение технологического процесса, замену производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, назначения льгот и компенсаций за вредные условия труда. Мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда не поступало. Решено считать карту специальной оценки условий труда № «Термист» действительной для рабочего места «Термист на печах и ваннах». Оснований для внеплановой оценки условий труда на рабочем месте № нет (л.д. 74 т.1).
Как следует из карты № специальной оценки условий труда в ПАО»Сатурн», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ в Цеху № для термиста на печах и ваннах был установлен класс условий труда 3.1 без установления дополнительных гарантий в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (том 1 л.д. 98-99).
С указанной оценкой условий труда истец также был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривал её (том 1 л.д. 100).
Оснований для проведения внеплановой оценки условий труда с учетом выше приведенных положений закона не имелось.
При этом, как следует из дополнения к Акту № от ДД.ММ.ГГГГ проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Омской области признаны достоверными сведения, переданные в отношении Казанцева В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в том числе и сведения в отчетах о проведении специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, где установлен класс условий труда для термиста на печах и ваннах – 3.1 (том 1 л.д. 167-170).
В обоснование своих доводов истец ссылается на то обстоятельство, что ранее замещавшему в ПАО «Сатурн» должность термиста ФИО6 предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда.
Давая оценку данным доводам, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 117 ТК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
По смыслу ст. 117 ТК РФ основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и, соответственно, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации (эта правовая позиция содержится также в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом, как следует из пункта 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Для реализации в отношении конкретного работника положений указанной нормы (запрет на ухудшение порядка и условий осуществления компенсационных мер, запрет на снижение размеров компенсационных мер) необходимо наличие совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: 1) занятость работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; 2) фактическая реализация работодателем в отношении работника по состоянию на день вступления в силу названного Федерального закона (1 января 2014 г.) компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда); 3) сохранение соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Как было указано ранее, согласно к приложению № к коллективному договору утвержденному генеральным директором ПАО «Сатурн» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что дополнительный отпуск предоставляется термисту Цеха № со ссылкой на ст. 15, ФЗ № 421-для работников принятых до 01.01.2014(том 1 л.д. 77).
Как следует из материалов дела, ФИО6 работал в ПАО «Сатурн» в Цеху № с ДД.ММ.ГГГГ и был уволен с должности термиста по собственному желанию №(том 1 л.д. 198-200).
Таким образом, учитывая, что ФИО6 работал в организации до внесения изменений в статью 117 ТК РФ, так и продолжил работать после внесения изменений в статью, с учетом того, что его условия труда не изменились по результатам оценки, за ним сохранено право на предоставление ежегодного дополнительного отпуска, как за работником принятым на работу до ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ, статья 15 (по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ), что прямо указано в карте СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71).
При этом истец был принят на работу в ПАО «Сатурн» ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, на него положение п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не распространяется.
Кроме того, истец в подтверждение своей позиции ссылается на то обстоятельство, что в других организациях, когда он работал на должности термиста, ему предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск.
При этом, как следует из представленного в материалы дела трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Казанцевым В.А. и ООО «Завод кольцевых заготовок», условия труда на рабочем месте работника по степени вредности и (или) опасности соответствуют подклассу 3.2 класса 3 (вредные условия труда 2 степени)(том 1 л.д. 128). Аналогичный класс условий труда – 3.2 установлен и в трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между АО ОПО «Радиозавод им. А.С. Попова) (РЕЛЕРО) и Казанцевым В.А. (том 1 л.д. 190-191).
Кроме того, истцом в материалы дела представлен трудовой договор № № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между АО «Золото Селигдара» и Казанцевым В.А., согласно которому работнику предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда, продолжительностью 12 дней (п. 3.4), установлен подкласс условий труда 3.1 (п. 3.7)(том 1 л.д. 187-188).
При этом, согласно абзацу 2 ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Таким образом, предоставление дополнительного отпуска работникам, может устанавливаться работодателем на основании коллективного договора или локального нормативного акта, дополнительно к отпуску, положенному работникам на основании закона. При этом предоставление такого отпуска является правом, а не обязанностью работодателя в зависимости от его производственных и финансовых возможностей.
В опровержение довода истца о том, что дополнительный отпуск был предоставлен термисту, работающему в Цехе №, который находится в одном помещении с Цехом №, ответчиком представлен отчет о проведении специальной оценки условий труда, согласно которому для термита Цеха 22 был установлен класс условий труда 3.2, с предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании ст. 117 ТК РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредные условия с классом 3.1 относятся к вредным условиям труда 1 степени, а компенсации в виде дополнительного отпуска в соответствии со ст. 117 ТК РФ предоставляются только на рабочих местах, которые отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, что не дает право на дополнительный отпуск, эти обстоятельства в установленном законом порядке истцом не оспорены, результаты оценки недействительными не были признаны, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ПАО «Сатурн» в его пользу компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск, а равно и вытекающие из него требования о взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковое заявление Казанцева В.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Казанцева Виктора Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: № к ПАО «САТУРН» ИНН 5508000955 о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья <данные изъяты> И.В. Мякишева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.12.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>