Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2019 ~ М-16/2019 от 17.01.2019

Дело № 2-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2019 года с. Батырево

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., с участием помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Михайлова А.В., представителя ответчика – администрации Батыревского района Чувашской Республики Батыревского района Чувашской Республики Каргиной Н.В., действующей на основании доверенности, представителя сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики Платоновой И.Н., действующей на основании доверенности, при секретаре Шикировой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту ребенка оставшегося без попечения родителей Паймина Фрола Федоровича к администрации Батыревского района Чувашской Республики о предоставлении ребенку, оставшемуся без попечения родителей жилого помещения из специализированного жилищного фонда,

установил:

Заместитель прокурора Батыревского района Чувашской Республики, реализуя полномочия, предоставленные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском о возложении на администрацию Батыревского района Чувашской Республики обязанности предоставить Паймину Ф.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указав в нем, что истец отнесен к числу детей, оставшихся без попечения родителей и по этому основанию состоит в списке лиц, на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в администрации Батыревского района с ДД.ММ.ГГГГ. Однако названное право до настоящего времени не реализовано. Совокупность указанных обстоятельств, полагает прокурор, служит основанием для обеспечения истицы жилым помещением по правилам п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Помощник прокурора Михайлов А.В. в судебном заседании данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.

Истец Паймин Ф.Ф., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что иск прокурора поддерживает.

Представитель администрации Батыревского района Чувашской Республики Каргина Н.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что за последние годы значительно уменьшилось выделение денежных средств для предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что администрация Батыревского района Чувашской Республики наделена государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главным распорядителем средств республиканского бюджета на осуществление данных полномочий является Минстрой Чувашской Республики, и в отсутствие необходимого финансирования, осуществляемого Минстроем Чувашской Республики, проведение необходимых конкурсных процедур для приобретения жилого помещения для детей-сирот, администрация Батыревского района Чувашской Республики не может предоставить Паймину Ф.Ф. благоустроенное жилое помещение немедленно. Просит в случае удовлетворения требований прокуратуры установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Барко В.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, указав в заявлении, что с иском не согласна в связи с тем, что состоит в очереди на получение жилья уже длительный срок и должна получить жилье раньше Паймина Ф.Ф.

Представитель сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики Платонова И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Батыревского района полностью поддержала.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о рождении родителями Паймина Фрола Федоровича являются П.В. и Ф.Т..

Как следует из материалов дела и установлено судом, Паймин Ф.Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> района Чувашской Республики, Ф.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д. <адрес> района Чувашской Республики лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Паймина Фрола Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес> района Чувашской Республики.

Постановлением главы администрации Батыревского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Пайминым Ф.Ф. установлено попечительство, попечителем назначена Ф.Л..

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Паймина Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствует какое-либо недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

В настоящее время Паймин Ф.Ф. проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> жилом доме попечителя Ф.Л..

Постановлением администрации Батыревского района от 19.01.2018г. утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на 01.01.2018г.

В вышеуказанном списке Паймин Ф.Ф. состоит под номером .

Как следует из ответа администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14.11.2018г., в текущем году финансовые средства предусмотрены на приобретение жилых помещений из спецжилфонда для 2 детей-сирот, по порядковому номеру списка утвержденного постановлением администрации Батыревского района от ДД.ММ.ГГГГ . В данном списке Паймин Ф.Ф. состоит под порядковым номером 41, а среди тех детей-сирот, у которых уже наступило право получения соцжилья, т.е. достигшим 18 лет, находится по счету 3.

Из представленного диплома о среднем профессиональном образовании 112124 2787053 регистрационный номер , выданного Государственным Автономным профессиональным образовательным учреждением Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Паймину Ф.Ф. присвоена квалификация «Техник».

Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Паймину Ф.Ф. не предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный Закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.п. 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Так, жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец в возрасте до 18 лет остался сиротой, родители лишены родительских прав, до совершеннолетия истец находился под опекой.

Статьей 12 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.

Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неиспользование стороной указанного диспозитивного права на представление возражений или доказательств в их обоснование влечет вынесение решения только по доказательствам, представленным другой стороной.

В силу принципа состязательности гражданского судопроизводства, на ответчике, как на стороне, возражавшей против удовлетворения данного иска лежала обязанность доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у истца права на обеспечение жильем по указанному в иске основанию. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, представители органа местного самоуправления, в судебном заседании признали наличие у истца права на обеспечение жильем.

Вопреки утверждениям ответчика, ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Не предполагает установление очередности в предоставлении жилого помещения указанной категории граждан и Закон Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений».

В данном случае установление законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений» порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию указанного списка.

По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесены к государственным полномочиям, реализация которых отнесена к компетенции государственных органов власти субъекта Российской Федерации.

В Чувашской Республике государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа социальным жильем переданы на уровень муниципальных органов.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Исходя из смысла вышеназванных норм закона, определение срока для предоставления жилья ребенку, оставшемуся без попечения родителей до ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельным.

Паймин Ф.Ф. достиг 18-летнего возраста, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с чем у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту ребенка оставшегося без попечения родителей Паймина Фрола Федоровича к администрации Батыревского района Чувашской Республики о предоставлении ребенку, оставшемуся без попечения родителей жилого помещения из специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту ребенка, оставшегося без попечения родителей Паймина Фрола Федоровича к администрации Батыревского района Чувашской Республики о предоставлении ребенку, оставшемуся без попечения родителей жилого помещения из специализированного жилищного фонда, удовлетворить.

Обязать администрацию Батыревского района Чувашской Республики предоставить Паймину Фролу Федоровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Батыревского района Чувашской Республики благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.<адрес>

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-79/2019 ~ М-16/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Паймин Фрол Федорович
Заместитель прокурора Батыревского района в защиту ребенка оставшегося без попечения родителей Паймина Ф.Ф.
Ответчики
Администрация Батыревского района Чувашской Республики
Другие
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Барко Вера Николаевна
Министерство финансов Чувашской Республики
Суд
Батыревский районный суд Чувашской Республики
Судья
Чукмаева Т.Г.
Дело на странице суда
batirevsky--chv.sudrf.ru
17.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2019Передача материалов судье
21.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2019Подготовка дела (собеседование)
04.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2019Судебное заседание
15.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2019Дело оформлено
22.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее