Дело №2-25/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2021 года пгт Аксубаево
Аксубаевский районный суд Республики Татарстан в лице председательствующего судьи Гиниятуллина И.Р.,
при секретаре Узяковой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнатуллина Рамиля Амировича к Гайнатуллину Кямилю Амировичу о признании договора дарения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Гайнатуллин Р.А. обратился в суд с иском к Гайнатуллину К.А. о признании договора дарения недействительным. В обоснование иска указано, что 5 мая 2014 года между отцом истца ФИО1 и ответчиком заключен договор дарения, в соответствии с которым ФИО1 подарил ответчику домовладение, расположенное по адресу: . . .. . . . ФИО1 умер. Поскольку на момент заключения договора дарения ФИО1 было 85 лет, по состоянию здоровья он не понимал значение своих действий и не мог руководить ими, просит признать договор дарения жилого дома с земельным участком от 05.05.2014, заключенный между ФИО1 и Гайнатуллиным К.А. недействительным.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Паиров В.М. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик Гайнатуллин К.А. в судебном заседании иск не признал.
Третье лицо нотариус Аксубаевского нотариального округа Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьёй 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьими лицами.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежали жилой дом, общей площадью . . . и земельный участок, площадью . . ., расположенные по адресу: . . .
5 мая 2014 года между ФИО1 и Гайнатуллиным К.А. заключен договор дарения, в соответствии с которым ФИО1 подарил принадлежащие ему жилой дом, общей площадью . . . и земельный участок, площадью . . ., расположенные по адресу: . . ., ответчику Гайнатуллину К.А.
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 20 мая 2014 года.
. . . ФИО1 умер.
Согласно проведенной по делу судебно-психиатрической экспертизы, посмертной . . . от . . ., назначенной судом по ходатайству истца, во время составления и подписания договора дарения жилого дома и земельного участка от . . . ФИО1, 1928 года рождения каким-либо психическим расстройством не страдал. Мог понимать значение своих действия и руководить ими.
Ссылка представителя истца на то, что в момент заключения договора дарения ФИО1 не понимал значение своих действий и не мог руководить им несостоятельна, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных норм истцом не представлено доказательств подтверждающих, что в момент заключения договора дарения ФИО1 заблуждался о последствиях такой сделки, не понимал значение своих действий.
Иных оснований, при наличии которых договор дарения может быть признан недействительным, суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гайнатуллина Р.А.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Оплату услуг экспертизы назначенной судом по ходатайству представителя истца в размере 15000 рублей в силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести к судебным издержкам, и согласно пункту 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная сумма подлежит взысканию в пользу ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» с Гайнатуллина Р.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Гайнатуллина Рамиля Амировича к Гайнатуллину Кямилю Амировичу о признании договора дарения недействительным, отказать.
Взыскать с Гайнатуллина Рамиля Амировича в пользу ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 24 мая 2021 года.
Судья: «подпись»
Копия верна:
Судья: И.Р. Гиниятуллин