Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1728/2024 ~ М-601/2024 от 19.02.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2024 года                                                   <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Калиматовой З.М.,

при секретаре Ганижевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамергова З. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, обязании возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости и произвести выплату недоплаченного пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Мамергов З.Х. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является получателем страховой пенсии по старости назначенной досрочно в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Из сообщения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЕ-06-01/7211л следует, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата досрочной пенсии по старости, назначенной досрочно в связи особыми и тяжелыми условиями труда, прекращена в связи с утратой (отсутствия) права. Основанием прекращения указанной пенсии явилось неправомерное установление и выплата досрочной пенсии по старости по вышеуказанному основанию, по результатам проведённой сверки документов, мною утрачено право на получение досрочной страховой пенсии по старости. Мамергов З.Х., считая, что действия ответчиков, выразившимися в прекращении выплаты пенсионного обеспечения по старости, назначенного ему досрочно в связи с работой в особых условиях труда (льготного характера) неправомерными и нарушающими его пенсионные права, поскольку при установлении ему указанного выше пенсионного обеспечения полномочным органом Центр ПФР в <адрес> был учтён льготный период его работы на Шалинском цементном заводе ПО «Чеченцемент» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве транспортировщика горячего клинкера, а также другие периоды работы указанные в трудовой книжке, просит суд признать незаконными действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, выразившиеся в прекращении выплаты Мамергову З.Х. досрочной страховой пенсии по старости, обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возобновить выплату Мамергову З.Х. досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также произвести выплату недоплаченного с указанной даты пенсионного обеспечения.

В письменном ходатайстве представитель истца Мамилов Х.Б. просил обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с отсутствием у истца иных средств к существованию.

Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания истец, представители ответчиков, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

        Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).

        По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).

        Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

        Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

        Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

        Согласно положениям части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

        В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

        В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

        В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 названного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

        Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ

        Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

        В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

        В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

        Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, – учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, – полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, – право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова», далее – постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

        Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм – исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства – должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

        Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, – при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, – бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

        Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

        Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан»).

        Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии.

        При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -КГ22-11-К7.

        Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении пенсии с приложенными документами, поскольку в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», достиг пенсионного возраста, решением ГУ-ОПФР по <адрес> истцу Мамергову З.Х. досрочно назначена страховая пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Из сообщения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЕ-06-01/7211л следует, что страховая пенсия по старости прекращена в связи с утратой (отсутствия) права с ДД.ММ.ГГГГ Основанием для прекращения стало неправомерное установлением и выплата досрочной страховой пенсии по указанному выше основанию.

Согласно справке уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для льготной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, работа в качестве транспортировщика горячего клинкера на производстве цемента относится к списку , раздел XIV, шрифт 1110100а-19215, установленного Постановлением кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.10, что в льготном исчислении составляет стаж моей работы – 11 лет, 03 месяца, 25 дней. Кроме того, из данной справки следует, что Мамергов З.Х. работал на указанном производстве полный рабочий день в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При назначении пенсии, помимо наличия специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, учитывался возраст истца и общий страховой стаж, установленный соответствующими пунктами 1,2 и 19 4.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, а также положения части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Как следует из трудовой книжки серии АТ-IV Мамергов З.Х. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на Чечено-Ингушском цементном заводе транспортировщиком горячего клинкера по первому и второму разряду, который ДД.ММ.ГГГГ году Чечено-Ингушский цементный завод реорганизован в производственное объединение «Чеченцемент», далее ДД.ММ.ГГГГ году производственное объединение «Чеченцемент» реорганизовано в государственный концерн «Чеченцемент», ДД.ММ.ГГГГ году государственный концерн «Чеченцемент» переименован в Шалинский цементный завод.

Сведения о трудовой деятельности, указанной в трудовой книжке истца, также подтверждается, выданной работодателем вышеуказанной справкой, уточняющей особый характер работы, с указанием кода соответствующей профессий по Списку , равно как и справкой о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд отмечает, что в соответствии со ст.8 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе, и не может быть возложена на застрахованное лицо.

Последующие уничтожение, после предоставления истцу соответствующих документов о работе, архивов предприятия вследствие интенсивных ракетно - бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов на территории Чеченской Республики в ходе активных военных компаний, не может быть вменена в вину истцу с учётом общеизвестного факта боевых действий на территории Чеченской Республики, и ввиду возложения обязанности по правильному ведению и обеспечению сохранности документов на работодателя, иное означало бы незаконное умаление пенсионных прав работника (Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06. 2022 по делу №Г- 12383/2022).

Таким образом, наличие у истца право на досрочное назначение страховой пенсии на момент её назначения исчерпывающе подтверждается исследованными материалами дела.

Между тем, ответчиками доказательств правомерности осуществленных им действий по прекращению выплаты истцам пенсии не представлено.

При приёме документов ответчик проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нём сведений.

При таких обстоятельствах, добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении истцу пенсии недостоверные сведения были представлены именно ими (определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).

Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.

Таким образом, оценивая приведенные выше обстоятельства в совокупности со сведениями, имеющимся в трудовой книжке, с учётом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующими нормам действующего законодательства.

С учётом изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

Частью 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Рассматривая ходатайство представителя истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение выплаты истцу пенсии, с учётом его возраста, фактически лишило его средств к существованию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мамергова З. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, обязании возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости и произвести выплату недоплаченного пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Признать действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, выразившиеся в прекращении выплаты Мамергову З. Х. досрочной страховой пенсии по старости, незаконными.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возобновить выплату Мамергову З. Х. досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также произвести выплату недоплаченного с указанной даты пенсионного обеспечения.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна: Судья

Магасского районного суда РИ:                                        З.М.Калиматова

2-1728/2024 ~ М-601/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мамергов Зелимхан Хамитович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Калиматова З.М
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Подготовка дела (собеседование)
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее