Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2024 (2-630/2023;) ~ М-524/2023 от 11.12.2023

№ 2-72/2024

УИД 32RS0014-01-2023-000688-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года                                                                           рп. Климово

            Климовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Снегиревой Е.А.,

с участием представителя истца Власова В.Н., действующего на основании нотариальной доверенности от 15.12.2023 года,

представителя ответчика, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Хохловой Е.Е., действующей на основании доверенности от ____/____/_____,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виниченко С.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,

У С Т А Н О В И Л:

         Виниченко С.Е. обратился в суд с исковыми требованиями к ОСФР по Брянской области о признании, с учетом уточнения, о признании за ним права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и возложении на ответчика обязанности назначить ему выплату пенсии с 01 декабря 2022 года.

          В обоснование заявленных требований указал, что в периоды с ____/____/_____ по ____/____/_____, с ____/____/_____ по ____/____/_____ был зарегистрирован и постоянно проживал в ......................, территория которого в период его проживания относилась к зоне отселения.

       В период с ____/____/_____ по ____/____/_____ был зарегистрирован и постоянно проживал в ......................, территория которого в период его проживания относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

        С ____/____/_____ по настоящее время зарегистрирован и постоянно проживает в зоне проживания с правом на отселение в .......................

          ____/____/_____ он обратился в ОПФР по Брянской области за назначением пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территориях, подверженных радиационному загрязнению, в чем ему было отказано, в связи с недостижением возраста выхода на пенсию, поскольку Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривает суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зонах с разной плотностью радиоактивного загрязнения.

        Полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Считает, что при назначении пенсии должны быть учтены величины снижения возраста выхода на пенсию за периоды его проживания в разных зонах радиоактивного загрязнения.

         В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.

         Представитель истца Власов В.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

        Представитель ответчика, ОСФР по Брянской области, Хохлова Е.Е., возражала против удовлетворения иска, указав, что в назначении досрочной пенсии Виниченко С.Е. с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет было отказано, поскольку его проживание в периоды с ____/____/_____ по ____/____/_____, с ____/____/_____ по ____/____/_____ в ......................, относившемся к зоне отселения, было связанно с обучением, поэтому не дает истцу права на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию. Кроме того, полагала, что Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зонах с разной плотностью радиоактивного загрязнения не предусмотрено, что исключает возможность установления истцу пенсии.

       Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

       Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

      Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

        Судом установлено, что Виниченко С.Е., ____/____/_____ года рождения, в периоды с ____/____/_____ по ____/____/_____, с ____/____/_____ по ____/____/_____, в связи с обучением в ......................, проживал и был зарегистрирован в общежитии в ......................, территория которого во время его проживания относилась к зоне отселения, в соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения».

        С ____/____/_____ по ____/____/_____ год постоянно проживал и был зарегистрирован в ......................, территория которого в соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

        С ____/____/_____ по настоящее время Виниченко С.Е. постоянно проживает в ......................, территория которого в соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, от 08 октября 2015 года № 1074 относится к зоне с правом на отселение.

        Постоянное проживание Виниченко С.Е. в юридически значимые периоды времени с ____/____/_____ по ____/____/_____, с ____/____/_____ по ____/____/_____, в отнесенном к зоне отселения ...................... подтверждается сведениями, содержащимися в справке ГАПОУ ......................» № _______ от ____/____/_____ о регистрации истца в указанные периоды времени по месту жительства: ......................, выданном ему удостоверении о праве на меры социальной поддержки установленного образца.

        Из сведений, содержащихся в дипломе на имя истца № _______, следует, что он в спорный период времени обучался в .......................

        Постоянное проживание Виниченко С.Е. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ____/____/_____ по ____/____/_____ в ......................, подтверждается сведениями, содержащимися в справке Истопской сельской администрации ...................... № _______ от ____/____/_____.

     Проживание истца на территории зоны проживания с правом на отселение с ____/____/_____ по настоящее время подтверждается сведениями, содержащимися в паспорте на имя истца, выданном ему удостоверении о праве на меры социальной поддержки установленного образца, справке МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ......................» № _______ от ____/____/_____.

       Полученные доказательства указывают на постоянное проживание истца, подтвержденное соответствующей регистрацией, на территориях зон радиоактивного загрязнения, в том числе в спорные периоды времени на территории зоны отселения в .......................

         ____/____/_____, ____/____/_____ Виниченко С.Е. обращался в пенсионный орган за назначением ему пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по достижении возраста 55 лет с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет в связи с проживанием на территориях, подверженных радиационному загрязнению.

        Решениями ОСФР по Брянской области от ____/____/_____, ____/____/_____ истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с не достижением возраста выхода на пенсию с учетом его снижения в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

         В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

       Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

       Статьей 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

       В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 3 года в общей сложности.

        При этом согласно примечанию к статьям 32-35 этого Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

         При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживавшим (работавшим) как в зоне отселения, так и в зоне с правом на отселение, факт проживания (работы) в каждой из зон радиоактивного загрязнения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на первоначальную величину, предусмотренную для той зоны, в которой они проживали в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на величину снижения пенсионного возраста, исчисленную в зависимости от времени проживания в каждой из этих зон, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

         Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения должно быть обеспечено независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.

        При разрешении заявленных требований о досрочном назначении истцу пенсии по старости суд принимает во внимание следующее.

          Проживание Виниченко С.Е. в периоды с ____/____/_____ по ____/____/_____, с ____/____/_____ по ____/____/_____ в ......................, территория которого относилась к зоне отселения, дает ему право в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 на снижение пенсионного возраста на 4 года.

         В связи с постоянным проживанием истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с ____/____/_____ по ____/____/_____ в ......................, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, он приобрел право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

          В силу приведенных норм Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на 5 лет по достижении возраста 55 лет.

         При этом то обстоятельство, что проживание Виниченко С.Е. на территории зоны отселения было связано с его обучением, не лишает истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, в связи с проживанием в данной зоне.

         Следовательно, отказ в назначении Виниченко С.Е. пенсии, нельзя признать соответствующим нормам права, регулирующим возникшие правоотношения сторон, поэтому суд признает право истца на назначение ему пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста на 5 лет, с 01 декабря 2022 года.

          Принимая во внимание совокупность представленных доказательств во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Виниченко С.Е. (СНИЛС № _______) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ИНН 3201002268) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, удовлетворить.

Признать, начиная с 01 декабря 2022 года, право Виниченко С.Е. на назначение ему пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить Виниченко С.Е. пенсию по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 01 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Климовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме – 30 января 2024 года.

Судья                                                                      Т.Е.Ермоленко

2-72/2024 (2-630/2023;) ~ М-524/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Виниченко Сергей Евгеньевич
Ответчики
ОСФР по Брянской области
Другие
Власов Владимир Николаевич
Суд
Климовский районный суд Брянской области
Судья
Ермоленко Т.Е.
Дело на сайте суда
klimovsky--brj.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
13.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Подготовка дела (собеседование)
26.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Дело оформлено
05.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее