Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-12/2022 (2-626/2021;) ~ М-614/2021 от 31.05.2021

<данные изъяты>

Дело № 2-12/2022 (№ 2-626/2021)

УИД: 29RS0021-01-2021-000904-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                     10 июня 2022 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Бялик А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Казаков А. Н., администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства по СЗФО, Департамент) обратился в суд с иском к ФИО4 и Казаков А. Н. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым и признании отсутствующим права собственности ответчиков на указанный земельный участок, что будет являться основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка и снятия земельного участка с кадастрового учета. Исковые требования мотивирует тем, что Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, то есть федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Проведенной проверкой установлено, что принадлежащий ответчикам на праве собственности земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. метров, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, частично расположен в границах земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>. Площадь пересечения принадлежащего ответчику земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> кв. метров. Факт пересечения принадлежащего ответчику земельного участка с лесным участком подтверждается заключением Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», подготовленным на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение спорного земельного участка, принадлежащего ответчику, к землям лесного фонда. Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровые работы в отношении принадлежащего ответчикам земельного участка проведены кадастровым инженером без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации и в Государственном лесном реестре, в связи с чем, в границах земельного участка оказались леса, которые по материалам лесоустройства, проведенного в 2002 году, расположены в <адрес>. По запросу Департамента, Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу было проведено административное обследование принадлежащего ответчикам земельного участка, в ходе которого установлено, что сельскохозяйственное производство на земельном участке не осуществляется, земельный участок зарастает древесно-кустарниковой растительностью на площади порядка 50 %, по назначению не используется. В связи с нарушением ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что право собственности ответчиков на земельный участок возникло после ДД.ММ.ГГГГ, исключается применение норм Федерального закона № 280-ФЗ о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) над государственным лесным реестром (далее – ГЛР). Спорный земельный участок частично образован из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, пересекает лесной участок и не может находиться в частной собственности. Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены кадастровый инженер ФИО1 и ФИО2.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом Казаков А. Н. от права на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок, к участию деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Оксовское».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, произведена замена ответчика ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, его правопреемником ФИО5.

В связи со смертью ФИО5, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было приостановлено.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ФИО5, правопреемником Казаков А. Н., принявшим наследство.

Этим же определением произведена замена ответчика администрации муниципального образования «Оксовское» правопреемником администрацией Плесецкого муниципального округа Архангельской области.

Представитель истца Департамента лесного хозяйства по СЗФО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Ответчик Казаков А. Н., представитель ответчика администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик Казаков А. Н. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, представил письменное заявление о признании иска, в котором указывает о том, что положения ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

До начала судебного заседания заявление о признании иска Казаков А. Н. не отозвано.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ АО «Плесецкое лесничество», ФГБУ «Рослесинфорг», третье лицо кадастровый инженер ФИО1, третье лицо ФИО2, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» по доверенности ФИО7 в отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица ГКУ Архангельской области «Плесецкое лесничество» ФИО8 в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя лесничества.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 71 ЛК РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).

Государственный лесной реестр (далее – ГЛР) в силу частей 1 и 2 ст. 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П указано, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).

В ч. 1 ст. 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

При этом ни Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка. При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства.

Частью 6 ст. 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), вступившего в законную силу 11 августа 2017 года, защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.

В силу подп. 2.1 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, утверждённого приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 199 (в редакции приказа от 23 января 2018 года № 14), Департамент осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казаков А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение: <адрес> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Казаков А. Н. и Казаков А. Н. на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства на право общей долевой собственности на землю серии (земельная доля <данные изъяты>» без выдела в натуре, площадью <данные изъяты> га).

Межевой план спорного земельного участка подготовлен кадастровым инженером ФИО1, заказчиком кадастровых работ является ФИО2, по доверенности от имени ФИО4 и Казаков А. Н..

ДД.ММ.ГГГГ Казаков А. Н. обратился в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением об отказе от земельного участка с кадастровым номером 29:15:110301:202 по причине неиспользования его по назначению.

Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые, в том числе, признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Согласно п. 4 ст. 56 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены этот земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода прав.

С учетом изложенного, Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права общей долевой собственности МО «Оксовское» (1/2 доли в праве) на земельный участок с кадастровым .

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ к нотариусу нотариального округа Плесецкого района Архангельской области ФИО9, с заявлением о принятии наследства обратилась мать умершего – ФИО5, нотариусом заведено наследственное дело .

Сведений о наличии иных наследников, принявших наследство после смерти ФИО4, материалы дела не содержат.

Свидетельства о праве на наследство по наследственному делу ФИО5 не выдавались, вместе с тем, в силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ, она считается собственником причитающегося ей наследственного имущества со дня открытия наследства, в том числе 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок.

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ в рп. <адрес>, с заявлением о принятии наследства после её смерти ДД.ММ.ГГГГ к нотариусу обратился Казаков А. Н..

Из копий материалов наследственного дела следует, что в состав наследственного имущества ФИО5 входит имущество, принадлежавшее ФИО4, в том числе 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым .

ДД.ММ.ГГГГ Казаков А. Н. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым .

Таким образом, на дату рассмотрения дела земельный участок с кадастровым принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) Казаков А. Н. и администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области (как правопреемнику ликвидированной администрации МО «Оксовское»).

Департаментом лесного хозяйства по СЗФО в 2020 году была проведена проверка законности возникновения прав у Казаков А. Н. и Казаков А. Н. на земельный участок с кадастровым , в ходе которой установлено, что спорный земельный участок частично расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым , местоположение: <адрес>, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – в целях использования лесов в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, а именно в квартале <адрес>.

Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации .

В соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Статьей 83 ЛК РФ закреплена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

На территории Архангельской области таким уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В силу требований приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо выписки из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, предоставленная Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Согласно информации о лесном участке, предоставленной Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, лесной участок площадью <данные изъяты> в составе земельного участка с кадастровым , находится в <адрес>. Документами-основаниями пользования лесным участком являются материалы лесоустройства 2002 года и данные государственного лесного реестра. Граница лесничества установлена приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ , в ЕГРН присвоен реестровый Приложением к информации о лесном участке является таксационное описание, свидетельство о государственной регистрации права.

В силу требований приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо выписки из государственного реестра недвижимости о праве собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, предоставленная Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 14 января 2021 года № 10, земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. метров, частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в <адрес>, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> кв. метров.

В заключении Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» приведены данные о границах пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границ, площади наложения, форма заключения утверждена приказом Рослехоза от ДД.ММ.ГГГГ , заключение подписано директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверено печатью учреждения.

Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 года и статья 8 Лесного кодекса РФ 2006 года).

Кадастровый учет лесных участков до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям ч. 6 ст. 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН, материалами государственного лесного реестра, в связи с чем, вопрос о включении лесных участков в земли сельскохозяйственного назначения должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Заключение от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное Архангельским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» о наличии пересечения спорного земельного участка категории сельскохозяйственного назначения с лесным участком, являются относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела, поскольку выдано уполномоченным лицом – организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы на территории Архангельской области; содержит картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий; подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение части спорного земельного участка к землям лесного фонда.

ФГБУ «Рослесинфорг» и его филиалы обладают необходимыми полномочиями и данными для определения границ пересечения земельных участков иной категории с землями лесного фонда.

Таким образом, факт наложения границ земельного участка с кадастровым на земли лесного фонда, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами.

Материалами дела подтверждается, что межевание (кадастровые работы) в отношении спорного земельного участка произведено кадастровым инженером таким образом, что в границах этого участка оказались земли покрытые лесом, которые по материалам лесоустройства, проведенного в 2002 году, расположены в квартале <адрес>.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Казаков А. Н. и Казаков А. Н. на земельный участок зарегистрировано также ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ), сведения о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, содержащиеся в ЕГРН, в рассматриваемом случае не имеют приоритета над сведениями ГЛР.

Кроме того, в силу п. 3 ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 года № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее – ЕГРП). При возникновении спора о праве, положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Федеральный закон № 280-ФЗ при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель предусматривает приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР, но не приоритет одних сведений ЕГРН над другими сведениями ЕГРН.

В силу подп. 1, 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка (согласно перечню).

По запросу Департамента лесного хозяйства по СЗФО, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведено административное обследование спорного земельного участка на предмет использования по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв. метров, по информации ФГБУ САС «Архангельская» не относится к сельскохозяйственными угодьям – пашням. В ходе исследования состояния земель сельскохозяйственного назначения по аэрокосмическим снимкам в публичной кадастровой карте установлено, что на всей площади земельного участка не осуществляется сельскохозяйственное производство, зафиксировано густое зарастание древесной (закустаренность/залесенность) растительностью на всей площади земельного участка.

Установлено нарушение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 Признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, установленных постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482.

Административное обследование спорного земельного участка проведено в соответствии с законодательством, действовавшим на дату его проведения.

Как следует из материалов дела, приказом Рослесхоза от 14 февраля 2020 года № 221 была установлена граница Плесецкого лесничества, в ЕГРН присвоен реестровый , границы лесничества внесены на основании таксационного описания.

Впоследствии регистрирующим органом были внесены изменения в сведения ЕГРН о местоположении границы Плесецкого лесничества с описанием местоположения границ спорного земельного участка с кадастровым , что и послужило основанием для проведения проверки Департаментом лесного хозяйства по СЗФО и обращения в суд с настоящим иском.

Факт не включения спорного земельного участка в территорию Плесецкого лесничества (реестровый ) подтверждает факт наложения спорного земельного участка на лесной участок.

Исходя из ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Согласно статье 12 действовавшего ранее Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, оборот лесного фонда не допускается.

В соответствии со ст. 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением ВС РФ от 06 марта 1993 года № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Также, в статье 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (п. 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284).

Таким образом, спорный земельный участок частично образован из земельного участка с кадастровым из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, поэтому находился в общей долевой собственности Казаков А. Н. и Казаков А. Н., а в настоящее время находится в общей долевой собственности Казаков А. Н. и администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области незаконно.

Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физических лиц нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества.

Переход права на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок к МО «Оксовское», а в настоящее время в порядке правопреемства к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области не свидетельствует о прекращении нарушения права Российской Федерации, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок перешла в собственность МО «Оксовское» в соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ в связи с отказом от права собственности на земельный участок ответчика Казаков А. Н., в собственности которого земельный участок не мог находиться.

Кроме того, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (п. 2 ст. 9 ЗК РФ, п. 1 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Доказательств того, что уполномоченный на распоряжение лесными участками орган принимал решение о его предоставлении ответчику, как и доказательств принятия решения о переводе лесного участка в земли другой категории, материалы дела не содержат, ответчиком таких сведений не представлено.

Таким образом, правовые основания, как для государственного кадастрового учета, так и для регистрации права собственности ответчиков Казаковых в отношении спорного земельного участка, отсутствовали.

Факт наложения спорного земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда, находящиеся в исключительной собственности Российской Федерации, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, результаты кадастровых работ (межевания) в отношении спорного земельного участка подлежат признанию недействительными.

В силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного лесного реестра находится в границах лесного фонда, не лишает заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Ответчик Казаков А. Н. в письменном заявлении исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО признает в полном объеме, с иском согласен.

Администрацией Плесецкого муниципального округа Архангельской области каких-либо возражений на исковые требования не представлено.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и может быть принято судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО к Казаков А. Н. и администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка и о признании отсутствующим права собственности на земельный участок являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры по обеспечению иска путем запрета Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу совершать любые регистрационные действия в отношении спорного земельного участка.

На основании ч. 3 ст. 144 ГПК РФ, меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:15:110301:458, принятые на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, сохраняются до вступления в законную силу и исполнения решения суда.

Истец Департамент лесного хозяйства по СЗФО и ответчик администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика Казаков А. Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Казаков А. Н. и к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области – удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым , принадлежащего на праве общей долевой собственности муниципальному образованию «Оксовское» (1/2 доли в праве) и Казаков А. Н. в порядке наследования по закону после смерти ФИО5 (1/2 доли праве).

Признать отсутствующим право общей долевой собственности муниципального образования «Оксовское» (1/2 доли в праве) и Казаков А. Н. (1/2 доли в праве), на земельный участок с кадастровым , местоположение: <адрес> площадью <данные изъяты> квадратных метра, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым сохранить до исполнения решения суда.

Настоящее решение является основанием для снятия земельного участка с кадастровым с кадастрового учета и исключения из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельном участке, в том числе записей об ограничении прав и обременения объекта недвижимости в виде запрещения регистрационных действий.

Копию настоящего решения в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Взыскать с Казаков А. Н. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий            <данные изъяты>        А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2022 года.

2-12/2022 (2-626/2021;) ~ М-614/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу
Ответчики
Казаков Андрей Николаевич
администрация Плесецкого муниципального округа
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по АО и НАО
Зуев Андрей Николаевич кадастровый инженер
Министерство природных ресурсов лесопромышленного комплекса АО
ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Архангельского филиала
Голубев Виктор Сергеевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО
ГКУ Архангельской области "Плесецкое лесничество"
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Доильницын Алексей Юрьевич
Дело на странице суда
pleseck--arh.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.08.2021Предварительное судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
06.05.2022Производство по делу возобновлено
06.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее