Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-419/2023 ~ М-220/2023 от 02.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

<...> пгт. Курагино Красноярского края

Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.В.,

с участием прокурора Курагинского района Шабанова А.М.,

представителя ответчика – главы администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края Лещука Л.А. (полномочия на основании решения Кошурниковского поселкового Совета депутатов Курагинского района от 25 мая 2023г. и распоряжения администрации пос. Кошурниково Курагинского района от 01 июня 2023г. ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшиковой Л.А. к администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в приеме на работу, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Меньшикова Л.А.обратилась в суд с иском (с учётом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в приёме на работу, взыскании компенсации морального вреда.

Свои требования истец мотивирует тем, что она неоднократно обращалась к ответчику по поводу вакансий с целью последующего трудоустройства. Узнав в июле 2022г. о том, что на муниципальную службу на замещение должности заместителя главы поселка незаконно принята ФИО4 ввиду отсутствия у последней наличия высшего образования, требуемого при замещении данной должности, истица обратилась в прокуратуру Курагинского района по этому поводу. В результате проведенной прокурорской проверке прокурором в отношении главы внесено представление об устранении выявленных нарушений, после чего ФИО4 освобождена от занимаемой должности.

После чего, 10 января 2023г. истица обратилась с письменным заявлением в администрацию пос. Кошурниково о принятии её на работу, на должность заместителя главы администрации пос. Кошурниково, приложив к заявлению копию трудовой книжки и копию диплома о наличии высшего образования. Однако, в нарушение срока рассмотрения такого заявления, предусмотренного ст. 64 ТК РФ, только 08 февраля 2023г. от главы администрации пос. Кошурниково ФИО1 истцом получен письменный ответ на ее заявление, а именно отказ в принятии на работу на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы поселка Кошурниково по причине отсутствия пакета документов, без указания конкретного перечня требуемых документов, необходимых для заключения трудового договора.

Считает данный отказ в принятии на работу незаконным, связанный с ограничением её прав на трудоустройство, тем самым также полагая, что она подвергнута дискриминации.

Также истец указывает, что отказывая в трудоустройстве, ответчиком ей причинены сильные нравственные страдания и переживания, размер которых она оценивает 100000 руб. в качестве компенсации за причиненный ей моральный вред.

По данному факту истица наряду с подачей иска обратилась к прокурору Курагинского района Шабанову А.М. с заявлением о привлечении главы администрации пос. Кошурниково ФИО1 к административной ответственности за дискриминацию, однако 14 марта 2023г. прокурором района отказано в возбуждении административного дела, законность принятого прокурора определения истцом также оспорена в судебном порядке.

Кроме того, истец указывает о том, что после принятия отставки главой администрации пос. Кошурниково ФИО1, учитывая, что интересуемая её должность оставалась вакантной, 06 и 22 марта 2023г. Меньшикова Л.А. повторно обращалась с аналогичным письменным заявлением о принятии её на работу, на вакантную должность заместителя главы администрации пос. Кошурниково, представив требуемый пакет документов, за исключением справки об отсутствии судимости, которая не была готова в МФЦ к моменту подачи документов, а также в указанную дату ею поданы заявления о принятии на работу на должность юриста и специалиста по земельным отношениям администрации пос. Кошурниково. Однако, 16 марта 2023г. и 17 апреля 2023г. соответственно в нарушение сроков рассмотрения таких заявлений, предусмотренного ст. 64 ТК РФ, истцом от врио главы администрации пос. Кошурниково ФИО2 получены также письменные отказы в принятии на работу на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы поселка Кошурниково в связи с отсутствием у истца деловых качеств, указав, что кандидатам на данную должность предполагается умение работать со справочными нормативно-правовыми базами, системой электронного документооборота и т.д., а также соблюдать этику делового общения при взаимодействии с гражданами. Между тем, по мнению истца, данный отказ на замещение вакантной должности не основан на законе, нарушает трудовые права истца, не соответствует действительности, поскольку истица не была ознакомлена с требованиями, указанными в должностной инструкции на замещение указанной должности заместителя главы администрации, более того, по мнению истца, она (Меньшикова Л.А.) полностью соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение указанной должности, поскольку успешно владеет навыками работы с компьютером, ранее работала оператором ЭВМ в отделении судебных приставов, а также имеет 17 лет стажа государственной гражданской службы, работала в Курагинском районном суде и в ОСП по Курагинскому району. Кроме того, в 2013г. она (Меньшикова Л.А.) также участвовала в выборах главы администрации пос. Кошурниково, была назначена на указанную должность и освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, в том числе, по объективным причинам, от нее не зависящим.

Кроме того, также считает незаконным отказ в приёме на работу как на должность юриста администрации пос. Кошурниково, так и на должность специалиста по земельным и имущественным отношениям, поскольку при подаче заявлений о приеме на работу, данные должности были вакантны. По мнению истца, врио главы администрации Курагинского района Елова намеренно исключила из штатного расписания должность юриста, да бы не принимать на указанную должность истицу; о том, что должность специалиста по земельным отношениям не вакантна, при подаче заявления Меньшиковой Л.А., последней не было известно, считает, что принятие на указанную должность другое лицо было также сфальсифицировано врио главы администрации с целью дальнейшего отказа в приеме на работу Меньшиковой Л.А., поскольку с 14 по 21 марта 2023г. вновь принятый сотрудник на работе отсутствовал, приступил к работе только 22 марта 2023г..

Истец просит признать незаконными отказы в приёме на работу на замещение вакантных должностей муниципальной службы – заместителя главы поселка Кошурниково, юриста, специалиста по земельным и имущественным отношениям администрации поселка Кошурниково, взыскать с администрации пос. Кошурниково в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб..

Истец Меньшикова Л.А., надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным лично ДД.ММ.ГГГГг.) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, одновременно с подачей иска ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика – глава администрации пос. Кошурниково Лещук Л.А. в судебном заседании исковые требования Меньшиковой Л.А. не признал в полном объеме, пояснил, что на основании решения Кошурниковского поселкового Совета депутатов Курагинского района от 25 мая 2023г. №30-114р он был избран главой поселка Кошурниково и вступил в должность главы поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края с 01 июня 2023г.. Также указал, что в настоящее время должности муниципальной службы заместителя главы, специалиста по земельным отношений администрации пос. Кошурниково не вакантны, должность юриста на момент обращения Меньшиковой Л.А. с заявлением о принятии на службу сокращена и соответственно исключена из штатного расписания. Кроме того пояснил, что при рассмотрении заявлений Меньшиковой Л.А. о приеме на работу было отказано ввиду непредоставления последней требуемого пакета документов для их рассмотрения, а также учитывались деловые качества последней, в частности учтено, что основной непрерывный стаж работы Меньшиковой Л.А. прервался в 2006г.. Между тем, учитывая происходящие изменения в области информационно-коммуникационных технологий с указанного времени по настоящее время, в делопроизводстве, наличие установленного программного обеспечения на рабочих местах специалистов администрации пос. Кошурниково и умение работать с ПК, являющимся одной из основных функциональных обязанностей в деятельности муниципального служащего, при рассмотрении кандидатуры в лице Меньшиковой Л.А. работодатель помимо прочего пришел к выводу о недостаточности у последней опыта и профессионального уровня для занимаемой должности. Также в представленном пакете документов, поданных ею для рассмотрения приема на работу, отсутствовали данные о повышении квалификации последней в данной области, представлена справка о доходах устаревшей версии. Кроме того, согласно базовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, требования к умениям включают такие умение как руководить подчиненными, планировать работу и контролировать ее выполнение, соблюдать этику делового общения при взаимодействии с гражданами. Однако, по отзывам жителей поселка, депутатов поселкового совета депутатов, работников администрации поселка Кошурниково, Меньшикова Л.А. зарекомендовала себя как человек, не владеющий данными умениями, что также отражено в характеристике председателя совета депутатов <...> просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Прокурор Шабанов А.М. в судебном заседании считал исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Изучив исковое заявление и письменные пояснения истца к иску, выслушав позицию ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок и условия поступления на муниципальную службу регулируется ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 указанной нормы, на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; паспорт; трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сведения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Федерального закона; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 16 данного закона).

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации (п.7 вышеназванной нормы).

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы (п. 8).

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий (п. 9).

На основании статьи 17 данного закона, при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

При этом, суд исходит, из того, что действующим трудовым законодательством (ст. 67 ТК РФ) предусмотрено две формы заключения трудового договора: в письменной форме, и если работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

В силу абзаца 2 ч.1 ст.22 ТК РФ, работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В соответствии со статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, способность работать на компьютере).

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) (абзац шестой пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Понятия квалификации работника и профессионального стандарта содержится в ст. 195.1 ТК РФ. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. При заключении трудового договора не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ, не связанных с деловыми качествами работника, под которыми понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации).

Частью 2 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 ст. 67 ГПК РФ).

Как следует из письменных материалов дела, решением Кошурниковского поселкового совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 11 июля 2022г. №19-80р главой поселка Кошурниково избран ФИО1 (л.д.41), который вступил в должность с 12 июля 2022г. на основании распоряжения администрации пос. Кошурниково Курагинского района от 12 июля 2022г. №52-р/л (л.д.42).

10 января 2023г. Меньшикова Л.А. обратилась в администрацию пос. Кошурниково Курагинского района Красноярского края с письменным заявлением, в котором просила принять её на главную должность муниципальной службы – заместителя главы местной администрации сельского поселения, приложив копию трудовой книжки, копию диплома о наличии высшего образования, выписку из приказа от 27 января 1998г., копию выписки из приказа от 02 марта 1998г., копию служебного контракта , копию заявления от 23 июня 2006г., адресованного главному судебному приставу Красноярского края об увольнении (л.д. 32-40).

Так, согласно прилагаемых документов, в частности сведений из трудовой книжки Меньшиковой Л.А., на основании приказа от 12 сентября 1988г. принята на должность секретаря суда Артемовской постоянной сессии Курагинского районного суда, с 23 января 1988г. Меньшикова Л.А. на основании приказа от 23 января 1998г. уволена переводом в Управление Юстиции администрации края в соответствии со ст. 29 п.5 КЗоТ РФ, что также подтверждается данными трудовой книжки на имя Меньшиковой Л.А..

Согласно выписки из приказа от 27 января 1998г. §4 Меньшикова Л.А. принята в прядке перевода на должность и.о. судебного пристава-исполнителя Артемовской п/с Курагинского райсуда с 25 января 1998 года с окладом согласно штатного расписания.

Из выписки из приказа по управлению юстиции от 02 марта 1998г. в связи с вступлением в силу федеральных Законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», с 15 февраля 1998г. Меньшикова Л.А. переведена в подразделение судебных приставов Красноярского края на должность судебного пристава-исполнителя.

14 декабря 2005г. Меньшикова Л.А., как судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Курагинскому району, освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы и переведена оператором ЭВМ и вычислительных машин 10 разряда вышеуказанного отдела, с 30 декабря 2005г., с должностным окладом 1958 руб., что подтверждается выпиской из приказа от 14 декабря 2005г. л/с.

Согласно выписки из приказа от 27 июня 2006г. «Об увольнении», Меньшикова Л.А. уволена по собственному желанию 30 июня 2006г. на основании п.3 ст.77 ТК РФ.

Согласно диплома , 29 января 2009г. Меньшиковой Л.А. присуждена квалификация «юрист» по специальности юриспруденция.

Рассмотрев заявление Меньшиковой Л.А. от 10 января 2023г., главой поселка Кошурниково ФИО1 в адрес Меньшиковой Л.А. 08 февраля 2023г. исх. направлен письменный ответ, согласно которому последней отказано в трудоустройстве в связи с не предоставлением необходимого для указанной должности пакета обязательных документов, установленного Федеральным законом РФ от 02 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (л.д. 8, 31).

Доводы истца Меньшиковой Л.А. о том, что отказывая в приеме на работу на указанную должность, глава поселка Кошурниково не разъяснил о необходимости конкретного перечня требуемых документов, судом признаются несостоятельными и отклоняются, поскольку истец, как лицо, претендующее на замещение должности муниципальной службы – заместителя главы поселка, не лишена была возможности самостоятельно ознакомиться с требуемым перечнем, установленным ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», тогда как такая обязанность на администрацию поселка Кошурниково законом не возложена. Между тем, отсутствие вышеперечисленных в законе документов при трудоустройстве, лишают возможности работодателя оценить деловые и профессиональные качества претендента, соблюсти установленную законом процедуру принятия на муниципальную службу.

Согласно письменным пояснениям истца, последней до обращения с указанным иском в суд, предшествовало обращение в прокуратуру Курагинского района о привлечении главы поселка Кошурниково ФИО1 к административной ответственности по ст. 5.62 КоАП РФ, а также в государственную инспекцию труда в Красноярскому крае.

Определением прокурора Курагинского района Шабанова А.М. от 14 марта 2023г. отказано в возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 5.62 КоАП РФ в отношении главы поселка Кошурниково ФИО1 в связи с отсутствием в его действия состава правонарушения.

Решением Курагинского районного суда от 18 апреля 2023г. определение прокурора Курагинского района Шабанова А.М. от 14 марта 2023г. оставлено без изменения, жалоба Меньшиковой Л.А. – без удовлетворения.

Согласно ответа главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 06 марта 2023г. -ОБ, исходя из анализа содержания обращения ФИО1 в отношении администрации поселка Кошурниково и достоверности информации в них, государственным инспектором труда не установлены сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем отсутствовали правовые основания для проведения проверки по вышеназванному обращению.

Решением Кошурниковского поселкового совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 27 февраля 2023г. р принята отставка по собственному желанию ФИО1 – главы муниципального образования поселок Кошурниково Курагинского района Красноярского края с 03 марта 2023г.. Данное решение опубликовано в газете Кошурниковский вестник и размещено на официальном сайте муниципального образования поселок Кошурниково в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу кошурниково-адм.рф (л.д. 43).

Согласно пояснениям истца Меньшиковой Л.А., 06 и 22 марта 2023г. ею повторно на имя врио главы поселка Кошурниково ФИО2 направлены письменные заявления о принятии на должность заместителя главы поселка Кошурниково, однако с нарушением сроков рассмотрения даны аналогичные ответы об отказе в приеме на работу.

Как следует из ответа врио главы поселка Кошурниково ФИО2 на судебный запрос, конкурс на должность заместителя главы администрации поселка Кошурниково не объявлялся.

Согласно письменного ответа врио главы поселка Кошурниково ФИО2 от 16 марта 2023г. исх. , рассмотрев заявление Меньшиковой Л.А. от 06 марта 2023г., администрация пос. Кошурниково сообщила последней, что в соответствии с должностной инструкцией заместителя главы поселка Кошурниково, кандидатам на эту должность предполагается, в том числе, умение работать со справочными нормативно-правовыми базами с информационным ресурсом ССТУ.РФ, с системой электронного документооборота СЭД, с Платформой обратной связи (ПОС); соблюдать этику делового общения при взаимодействии с гражданами. В связи с отсутствием у кандидата (Меньшиковой Л.А.) необходимых деловых качеств администрацией отказано Меньшиковой Л.А. в заключении трудового говора по должности заместителя главы поселка, также разъяснено право на обжалование в суде в порядке ч.6 ст.64 ТК РФ (л.д.49).

17 апреля 2023г. исх. врио главы поселка Кошурниково ФИО2, Меньшиковой Л.А. на её заявление о приёме на работу на замещение должности муниципальной службы – заместителя главы администрации поселка Кошурниково дан аналогичный ответ по своему содержанию с вышеназванным ответом от 16 марта 2023г. об отказе в приме на работу в виду отсутствия у последней необходимых деловых качеств.

Согласно пояснениям представителя ответчика, при обращении Меньшиковой Л.А. в указанные даты с заявлениями о принятии на работу, последней также были представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в устаревшей версии.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд, руководствуясь статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", исходит из того, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Между тем, само по себе обращение Меньшиковой Л.А. к врио главы поселка с заявлением о приеме на работу не является обстоятельством, обязывающим работодателя заключить с ним трудовой договор в дальнейшем. Написав заявление о приеме на работу в администрацию поселка Кошурниково, истец перечень документов, предусмотренный статьей 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не представила.

Согласно сведений из администрации поселка Кошурниково, решением Кошурниковским поселковым советом депутатов Курагинского района от 05 апреля 2023г. р утверждено Положение о прядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования поселок Кошурниково; решением от 12 апреля 2023г. р назначена дата проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Кошурниково – на 22 мая 2023г. в 11 часов.

17 апреля 2023г. Меньшикова Г.А. обратилась с заявлением, в котором выразила желание принять участие в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования <адрес>, в этот же день ей сданы документы для участия в конкурсе, о чем в материалах дела имеется расписка ФИО2 о принятии документов.

По итогам конкурса, решением Кошурниковского поселкового совета депутатов Курагинского района от 25 мая 2023г. р в соответствии со ст. 36 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 13 Устава поселка Кошурниково, учитывая решение конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы поселка от 07 июля 2022г., избран главой поселка Кошурниково Лещук Л.А..

На основании распоряжения администрации пос. Кошурниково от 01 июня 2023г. -р/л Лещук Л.А. с 01 июня 2023г. вступил в указанную должность.

Вышеназванные решение и распоряжение истцом не оспариваются, в материалах дела также отсутствуют сведения о признании незаконными и (или) недействительными указанных решений.

В судебном заседании представителем ответчика было указано, а представленными письменными ответами подтверждено о том, что отказ в принятии на работу Меньшиковой Л.А. связан с отсутствием у последней требуемых деловых качеств.

Как следует их характеристики председателя Кошурниковского поселкового Совета депутатов Курагинского района <...>, Меньшикова Л.А. - уроженка <...>, постоянно проживает в <адрес>. Ранее Меньшикова Л.А. (в 2013г.) уже избиралась на должность главы пгт. Кошурниково. Проработав в указанной должности три месяца, уволилась по собственному желанию, не справившись с возложенными обязанностями и не оправдав доверия жителей поселка, отдавших ей на выборах свои голоса. В текущем 2023г. Меньшикова Л.А. вновь подавала заявление на участие в выборах главы поселка, а также на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации пос. Кошурниково. Между тем, во время проведения предвыборной компании к депутатам поселкового совета неоднократно обращались жители поселка, которым небезразлично настоящее и будущее поселка с единственной просьбой – не избирать Меньшикову Л.А. на имеющиеся должности муниципальной службы в администрации поселка. Со слов жителей Меньшикова Л.А. зарекомендовала себя как скандальный, навязчивый, переменчивый в настроении, склонный к агрессии, не только в отношении взрослых, но и детей, а также пожилых людей. В общении с людьми ведет себя надменно, высокомерно, не следит за речью. Меньшикова Л.А. неоднократно замечена в подслушивании под окнами и дверьми частных квартир с записью разговоров на записывающие устройства. В силу характера наблюдается неуживчивость с соседями и родственниками. Имеются признаки преследования в отношении сотрудников администрации пос. Кошурниково. Кроме того, Меньшикова Л.А. регулярно пишет жалобы во все известные ей инстанции, излагая свои доводы в письменной форме от руки, что также вызывает сомнения в ее соответствии современным требованиям к специалисту, работающему с документами. Учитывая изложенное, Совет депутатов, рассматривая кандидатуру Меньшиковой Л.А., посчитал нецелесообразным принимать последнюю на работу в администрацию поселка, в том числе, на должность заместителя главы поселка Кошурниково.

Таким образом, поскольку прием на вышеуказанную должность входит в полномочия Главы поселка, причин, по которым Глава поселка был не вправе отказать истице в приеме на работу, не установлено, ввиду чего суд приходит к выводу о том, что законные интересы Меньшиковой Л.А. при отказе в приеме на работу, не нарушены. Кроме того, нарушений положений ст. 64 ТК РФ, которой предусмотрены основания, по которым не допускается отказ в принятии на работу, не установлено.

Истцу отказано в принятии на работу по деловым качествам, что предусмотрено п. 2 квалификационных требований к должности заместителя главы поселка Кошурниково, в связи с чем доводы истицы, что ее не приняли на работу ввиду сложившихся неприязненных отношений с врио главы поселка ФИО2, суд находит несостоятельными.

Разрешая заявленный спор, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 16, 22 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, принимает во внимание разъяснения, изложенные в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и исходит из того, что прием на работу и заключение трудовых договоров является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключает трудовые договоры с конкретным лицом, ищущим работу, при этом трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Отказ в принятии Меньшиковой Л.А. на работу дискриминационного характера не носит, связан исключительно с её деловыми качествами.

Доводы Меньшиковой Л.А. о том, что ей незаконно отказано в приеме на работу, являются несостоятельными, поскольку сам по себе факт предъявления истцом документов не свидетельствует об обращении её с заявлением о принятии на работу в порядке, установленном главой 11 Трудового кодекса РФ, и намерении ответчика заключить с ней трудовой договор, поскольку полного пакета документов, необходимых для приема на работу в соответствии с трудовым законодательством, истцом ответчику не представлялось, а направленное в адрес администрации заявление о приеме на работу – на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы поселка Кошурниково, намерение ответчика заключить трудовой договор не подтверждает. Кроме того, заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом работодателя, а не его обязанностью, обстоятельств отказа от заключения с Меньшиковой Л.А. трудового договора по основаниям, не связанным с деловыми качествами истца, в ходе рассмотрения дела судом установлено не было.

Доводы истца о том, что она подверглась дискриминации, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Указывая на то обстоятельство, что Меньшикова Л.А. подверглась дискриминации со стороны работодателя, истец не приводит доводов, которые бы объективно свидетельствовали о том, что работодателем было отдано предпочтение иному лицу в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, как того требуют положения ст. 64 ТК РФ. Фактически под видом дискриминации истец выражает несогласие с отказом в её трудоустройстве, полагая, что отсутствие результата в виде трудоустройства свидетельствует о том, что она подверглась дискриминации.

Вопреки доводам Меньшиковой Л.А. о том, что главой администрации не были учтены деловые качества истца, в том числе в сравнении с иными кандидатами на спорную должность, оценка деловых качеств претендентов, включая требования к образованию и профессионально-квалификационные требования для выполнения той или иной работы, является прерогативой работодателя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отказ администрации поселка Кошурниково в приеме на работу – на замещение должности муниципальной службы заместителя главы поселка Кошурниково - имел место по деловым качествам Меньшиковой Л.А., а доказательств, свидетельствующих о дискриминации в отношении истца со стороны ответчика не представлено, суд приходит к соответствующему установленным по делу обстоятельствам выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Меньшиковой Л.А. о признании незаконным отказа в приеме на замещение должности заместителя главы администрации пос. Кошурниково.

Рассматривая требования истца о признании незаконными отказы администрации поселка Кошурниково в принятии Меньшиковой Л.А. на работу на должности юриста, специалиста по земельным и имущественным отношениям, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из письменных материалов дела, 13 марта 2023г. Меньшикова Л.А. обратилась к исполняющей обязанности главы поселка Кошурниково ФИО2 с письменным заявлением, зарегистрированным администрацией в тот же день, 13 марта 2023г. вх. , в котором истица просила принять её по совместительству на должность юриста, поскольку ею подан пакет документов на замещение главной муниципальной должности главы поселка Кошурниково.

22 марта 2023г. исх. врио главы поселка ФИО2 в адрес Меньшиковой направлен ответ, в котором сообщалось о том, что в соответствии с распоряжением -р/л-1 от 13 марта 2023г. должность юрисконсульта в администрации поселка Кошурниково исключена из штатного расписания (ответ получен Меньшиковой Л.А. лично 28 марта 2023г., о чем имеется подпись в получении последней).

В обоснование письменного ответа от 22 марта 2023г. исх. , ответчиком в материалы дела представлено распоряжение администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края от 13 марта 2023г. -р/л-1 «Об утверждении штатного расписания работников администрации поселка Кошурниково», согласно которому с 01 апреля 2023г. утверждено и введено в действие штатное расписание работников администрации поселка Кошурниково, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, финансируемых за счет средств местного бюджета, в количестве 3,5 штатные единицы, с месячным фондом оплаты труда. Распоряжение администрации пос. Кошурниково от 26 декабря 2022г. -р признано утратившим силу.

Также представлено штатное расписание администрации пос. Кошурниково, действующее с 01 апреля 2023г., -р от 13 марта 2023г..

Кроме того, согласно письменным пояснениям истца Меньшиковой Л.А., последней также было подано письменное заявление в администрацию пос. Кошурниково о принятии последней на муниципальную службу в должность специалиста по земельным отношениям, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

22 марта 2023г. исх. врио главы поселка ФИО2 в адрес ФИО13 направлен ответ, в котором сообщалось о том, что в соответствии с распоряжением -р/л от 14 марта 2023г. «О приеме работника на работу» должность специалиста по земельным и имущественным отношениям в администрации поселка Кошурниково не является вакантной (ответ получен Меньшиковой Л.А. лично 28 марта 2023г., о чем имеется подпись в получении последней).

Доводы истицы о том, что в период с 13 по 20 марта 2023г. она ежедневно находилась в администрации поселка Кошурниково, где отсутствовал данный принятый на службу специалист, ввиду чего полагает отказ в принятии на работу на указанную должность является незаконным, судом отклоняется как опровергающийся письменными материалами дела.

На основании письменного заявления ФИО3. о принятии последней на должность ведущего специалиста по земельным и имущественным отношениям в администрацию пос. Кошурниково, распоряжением врио главы поселка ФИО2 -р/л от 14 марта 2023г., ФИО3 принята на вышеназванную должность постоянно с 20 марта 2023г..

Таким образом, судом достоверно установлено и материалами дела подтверждено, что отказ ответчика в приеме на работу истца по её заявлениям обусловлен отсутствием как вакансии юриста, исключенной из штатного расписания, так и отсутствием вакансии специалиста по земельным и имущественных отношениям в связи с принятием на указанную должность ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГг. и, следовательно, является правомерным и не носит дискриминационный характер.

Доводы истца о том, что она подвергалась дискриминации со стороны работодателя, который, преднамеренно принял на работу на должность специалиста по земельным отношениям другое лицо, нежели ее, судом отклоняются, поскольку, то обстоятельство, что работодатель предпочел иного кандидата, о дискриминации свидетельствовать не может.

Вместе с этим работодатель вправе самостоятельно определять способы отбора кандидатов на вакантную должность, в том числе путем исследования представленных соискателями документов.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании производного от основного требования о взыскании компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Меньшиковой Л.А. в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Меньшиковой Л.А. к администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в приёме на работу, взыскании компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы, представления через Курагинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий П.В. Васильева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <...>

Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева

2-419/2023 ~ М-220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Меньшикова Людмила Анатольевна
Ответчики
Администрация п.Кошурниково
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Васильева Полина Валерьевна
Дело на странице суда
kuragino--krk.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее