З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Чапаевск
Самарской области 13 сентября 2023 года
Чапаевский городской суд в составе:
Председательствующего судьи - Законова М.Н.,
при помощнике – Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1068/2023 по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») к Рединой ФИО8 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное автономное учреждение Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, Чапаевск, <Адрес обезличен> находится в собственности Российской Федерации, в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2021 г. № 3119 закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»). Спорное жилое помещение 11.10.2021 г. принято по акту приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление № 43 и 15.02.2022 г. зарегистрировано право оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» (номер государственной регистрации права 63:10:0207008:1827-63/079/2022-2). Указанное спорное жилое помещение имеет статус ведомственного служебного жилого помещения, предназначенного для временного проживания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вышеуказанное жилое помещение утверждено в качестве служебного жилья на основании Решения Исполнительного комитета городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20.09.1990 г. № 415.
Спорное жилое помещение, общей площадью 36,6 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен> предоставлено Рединой О.Ю., в связи с её работой на территории военного городска Чапаевск-11 в должности лаборанта и на основании ордера на жилое помещение № 360.
Жилое помещение предоставлено на основании жилищной комиссии войсковой части 42731 № 8 от 15.07.1992 г., о чем имеется запись в ордере № 360.
В ходе выполнения мероприятий по контролю использования специализированного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, выявлен факт проживания в спорной квартире Рединой О.Ю. без наличия законных на то оснований.
Для уточнения законности проживания в спорном жилом помещении в адрес ответчика 01.08.2022 г. направлялось уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения в срок до 31.08.2022 г.. Однако спорное жилое помещение до настоящего времени не освобождено, документы, подтверждающие законность проживания в спорном жилом помещении, не предоставлены.
В соответствии с п. 3 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 г. № 485 служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются, лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Частью 1 статьи 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся введении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли, в уставных капиталах которых находящихся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций).
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжение своим имуществом.
В силу п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федераций других войск, воинских формирований и органов являются федеральной собственностью и находятся у них на правах хозяйственного введения или оперативного управления.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставляемых в пользование Вооруженным Силам.
Сведения о том, что ответчик состоит в трудовых отношениях с организациями (воинскими частями) Минобороны России у истца отсутствуют. Ответчиком эти сведения также не представлялись.
В период заселения ответчика в спорное жилое помещение действовал жилищный кодекс РСФСР, а также приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.200 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Приказ № 80).
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначаются для заседания гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Пунктом 20 Приказа № 80 работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, представшей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Согласно пункту 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Минобороны России, осуществляющей полномочия Минобороны России в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Территориальный отдел «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», являясь структурным подразделением ФГАУ «Росжилкомплекс» выступает правомочным лицом Минобороны России как наймодателя по отношению к нанимателям жилых помещений.
Незаконное удержание ответчиком служебного жилого помещения нарушает права как территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», осуществляющим функции по предоставлению служебных жилых помещений определенной категории граждан Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц (военнослужащих проходящих военную службу по контракту и лиц гражданского персонала).
Просили признать Редину О.Ю. утратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, выселить ответчика из указанного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения; обязать ответчика сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, представителю территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации Трифонова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Редина О.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещалась по адресу, имеющемуся в материалах дела.
В силу положений ст. 118 ГПК РФ судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Учитывая, что бремя негативных последствий вследствие неполучения указанной корреспонденции лежит на лице, ее не получившем, суд признает уведомление ответчика надлежащим, и на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора - представитель ОМВД по г. Чапаевску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Проверив письменные материалы дела, заслушав стороны, прокурора Блинову В.Г., полагавшей удовлетворить исковые требования, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с п. 3 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 г. № 485 служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются, лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных или лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как следует из ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В период заселения ответчика в спорное жилое помещение действовал жилищный кодекс РСФСР, а также приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.200 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Приказ № 80).
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначаются для заседания гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Пунктом 20 Приказа № 80 работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, представшей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Учитывая, что ответчик вселилась в спорное жилое помещение в 1992 года, то есть спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), для признания обоснованными доводов истца, необходимо установить наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» условий, при которых ответчик не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> является федеральной собственностью и отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации.
В спорное жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, Редина О.Ю. была вселена на основании ордера на жилое помещение № 360 от 15.07.1992 года.
Согласно справки ООО «Нептун» от 03.08.2023 г., известно, что Редина О.Ю. с 17.09.1993 г. по настоящее время зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>.
По сведениям выписки из ЕГРН от 02.08.2023 г., Рединой О.Ю. на праве собственности с 07.07.2020 г. принадлежит квартира по адресу: <Адрес обезличен>.
Также известно, что на основании заключения от мая 2021 г. обследования технического состояния здания, вибродинамические испытания, многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен>-11, <Адрес обезличен>, жилой дом признан аварийным: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Свидетель Колотушкина Ю.В. суду пояснила, что работает в должности техника по использованию жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Минобороне России. 09.06.2023 г. ею составлен акт о фактическом проживании Рединой О.Ю. по адресу: <Адрес обезличен>. Редина О.Ю. с 1993 г. зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении. В настоящее время Редина О.Ю. является пенсионером по старости. Редина О.Ю. неоднократно обращалась к ней, Колотушкиной Ю.В., по вопросу сдачи служебного жилого помещения в аренду посторонним лицам.
Таким образом, судом было установлено, что спорное жилое помещение, общей площадью 36,6 кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>, было предоставлено ответчику Рединой О.Ю., в связи с её работой на территории военного городска Чапаевск-11 в должности лаборанта.
Судом установлено, что Редина О.Ю. до настоящего времени продолжает проживать в спорном служебном помещении, где она также зарегистрирована.
Для уточнения законности проживания в спорном жилом помещении в адрес ответчика 01.08.2022 г. направлялось уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения в срок до 31.08.2022 г.. Однако спорное жилое помещение до настоящего времени не освобождено, документы, подтверждающие законность проживания в спорном жилом помещении, не предоставлены.
Оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, по правилам статьи 67 ГПК РФ, проанализировав доводы участвующих в деле лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФГАУ «Росжилкомплекс», поскольку спорное жилое помещение на момент предоставления Рединой О.Ю. обладало статусом служебного и было предоставлено Рединой О.Ю. в связи с её работой на территории военного городка Чапаевск-11, в связи с чем, с момента увольнения ответчика Рединой О.Ю. из военного городка договор найма спорного жилого помещения подлежит прекращению. Данные обстоятельства свидетельствуют об утрате ответчиком Рединой О.Ю. права пользования спорным служебным жилым помещением. При этом суд полагает, что ответчик не подпадает под основания, при которых не подлежит выселению из служебного жилья без предоставления иного жилого помещения, как в соответствии с ЖК РФ, так и в соответствии с ЖК РСФСР.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования ФГАУ «Росжилкомплекс» удовлетворить, прекратить право пользования ответчиком жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, с последующим снятием с регистрационного учета и выселить без предоставления другого жилого помещения, поскольку проживание в спорном жилом помещении ответчика ущемляет права собственника.
В силу п. п. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25 (ред. от 07.11.2019) в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Принимая во внимание, что полномочным лицом Министерства обороны Российской Федерации как наймодателя по отношению к нанимателям жилых помещений является ФГАУ «Росжилкомплекс», суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения по акту приема-передачи с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на указанное жилое помещение (комната в общежитии), представителю наймодателя, а именно начальнику территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Федерального государственного автономного учреждения Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») к ФИО1 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета - удовлетворить.
Прекратить право пользования ФИО1, <Дата обезличена> года рождения жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, с последующим снятием с регистрационного учета.
Выселить ФИО1, <Дата обезличена> года рождения из жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, без предоставления другого жилого помещения.
Обязать ФИО1 сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> по акту приема-передачи с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на указанную квартиру, представителю территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-коммунальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Копию заочного решения направить ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья
Чапаевского городского суда
Самарской области М.Н. Законов
Мотивированное решение 20 сентября 2023 года
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде в гражданском деле № 2-1070/2023УИД 63RS0033-01-2023-001341-42 |