Дело № 2-444/2023(УИД) 05RS0007- 01-2023-000570-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Ботлих 11 августа 2023 года.
Ботлихский районный суд РД в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Верхнеинхелинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора<адрес> РДФИО3 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верхнеинхелинская СОШ» об обязании указанного образовательного учрежденияустановить резервный источник электроэнергии в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и к Администрации муниципального района «<адрес>» РД - об обязании обеспечить финансирование вышеуказанного мероприятия.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки в сфере жилищно-коммунального законодательства в МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ» <адрес> РД установлено, что здания указанного образовательного учреждения обеспечиваются электроэнергией лишь от одного источника питания, в то время как все вышеуказанные муниципальные образовательные учреждения по надежности электроснабжения относятся к электроприёмникам второй категории и в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Функции и полномочия учредителя МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД исполняет Администрация муниципальный район «<адрес>» РД.
Главным распорядителем денежных средств является МР «<адрес>» РД, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителем и получателем бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
В связи с изложенным прокурор просит суд обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению резервным источником электроэнергии МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД в течение 2-х месяцев после выделения бюджетных средств установить резервный источник электроэнергии в МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД.
Истец - прокурор <адрес> РД в судебное заседание не явилсяо времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении прост рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчикиадминистрация МР «<адрес> РД и МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.3 Устава муниципального бюджетного образовательного учредителем Учреждения«Верхнеинхелинская СОШ» <адрес> РД является администрация муниципальный район «<адрес>».
Функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация муниципальный район «<адрес>», выполняющий по отношению к Учреждению функции главного распорядителя бюджетных средств-МР «<адрес>» РД (п.8 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД.
В соответствии с п.1 ст.6 и ст. 20 Федерального Закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, а также к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится, в том числе обеспечение бесперебойного, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики.
Частью 1 ст.28 указанного закона предусмотрено, что целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно подп. «а», «г», «д» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.
В свою очередь безопасность электроснабжения обеспечивается соблюдением
определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение указанных федеральных законов нормативными актами.
Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. № содержат общие требования к устройству
электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок. Данные Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.
Требования настоящих Правил устройства электроустановок также рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Из указанной нормы следует, что в целях обеспечения требований безопасности Правила применяются в том числе, ко всем действующим установкам, являются обязательными для исполнения.
Правилами устройства электроустановок, в отношении обеспечения надежности электроснабжения разделяют электроприемники на три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания (п. ДД.ММ.ГГГГ). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п. ДД.ММ.ГГГГ). Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (п. ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пп.«д», «р» п.4,5 раздела 4 Инструкции по проектированию городских и поселковых электрических сетей ВСН 97-83, утвержденной Минэнерго СССР 25.03.1983г., пп.«д», «р» ч.I Приложения 2 Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 07.07.1994г., которая распространяется на вновь сооружаемые и реконструируемые электрические сети городов (районов и микрорайонов) и поселков городского типа до и выше 1 кВ, в том числе на электрические сети к отдельным объектам, находящимся на территории города, независимо от их ведомственной принадлежности, детские учреждения, а также учебные заведения с количеством учащихся от 200 до 1000 человек по надежности электроснабжения относятся к электроприёмникам второй категории.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных
приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. №, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Использование резервных источников питания предусмотрено также Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от 04.05.2012г., п. 47 которых устанавливает, что в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Нормативная документация, подтверждающая категорию электроприемников - образовательных учреждений администрацией МР «<адрес>», суду не представлена в связи с её отсутствием у собственника указанных учреждений.
При определении категории образовательного учреждения суд руководствуется вышеперечисленными нормами закона, в соответствии с которыми образовательные учреждения, к которым названные нормы относят и школы, относятся ко второй категории надежности электроприемников, и нарушение электроснабжения которых от одного источника питания влечет за собой прямую угрозу здоровью, а также безопасности несовершеннолетних, работников образовательных организаций.
Согласно представленным материалам - МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД не обеспечивается электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.Таким образом, обязанность по обеспечению здания вышеуказанного образовательного учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания должен исполнить собственник данных учреждений в лице администрации муниципального района «<адрес>» РД.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции или мировыми судьями, освобождаются.На основании изложенное, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> РД, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению резервным источником электроэнергии МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеинхелинская СОШ»<адрес> РД в течение 2-х месяцев после выделения бюджетных средств установить резервный источник электроэнергии в МБОУ «Верхнеинхелинская СОШ» <адрес> РД.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи жалобы через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его составления.
Судья А.М. Ибрагимов.