УИД 79RS0002-01-2022-004482-91
Дело № 2-2212/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Бирюковой Е.А.,
с участием представителя ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Сияновой О.А.
при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлению прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 3», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджан ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города в результате проведенной проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3».
В ходе проверки установлено, что здание МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», расположенное по адресу: <адрес> построено в 1988 году.
В 2022 году проведено обследование технического состояния здания.
Согласно техническому заключению (отчету) по результатам обследования технического состояния объекта, проведенному в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» текущее состояние здания ограниченно работоспособное, требует капитального ремонта, подлежит капитальному ремонту.
Результаты обследования технического состояния здания: элемент конструкций - фундамент. Следы увлажнения цоколя здания, местами отслоение наружной отделки. Отмостка разрушена. Гидроизоляция наружных стен фундамента нарушена. Система отведения поверхностных вод отсутствует (ливневая канализация); элемент конструкций - кровля. Многочисленные протечки кровли. Водосточная система нарушена; элемент конструкций - полы, потолки, перекрытия, потертости покрытий в ходовых местах. В местах протечек намокание потолков; элемент конструкций - окна и двери. Окна и переплеты, коробки и подоконные доски деревянных двойных окон поражены жучком и гнилью, не все створки открываются, сопряжения нарушены. Расшатывание дверных полотен и коробок. Полный нормативный износ по сроку службы; элемент конструкций - выбоины и трещины в ступенях лестниц. Поверхности ступеней стерты; элемент конструкций - внутренняя отделка. Трещины в штукатурном слое. Отслоение краски; элемент конструкций - фасады. Намокание наружных стен; элемент конструкций - система отопления. Повреждение трубопроводов, поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами. Нормативный износ по сроку службы 50 %; элемент конструкций - система вентиляции неисправна; элемент конструкций - горячее и холодное водоснабжение. Капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, Сантехнические приборы устаревшие. Нормативный износ по сроку службы 50 %; элемент конструкции - система канализации. Повреждения эмалированного покрытия сантехнических приборов, следы ремонта (хомуты и заделка). Нормативный износ по сроку службы 50 %.
Согласно представленной информации МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» до настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», не проведены.
Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», а также собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО.
Просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» в срок до 31.12.2022 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, окон и дверей, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 10.08.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.
В судебное заседание прокурора г. Биробиджан ЕАО не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представили заявление об уточнении требований, в котором просил суд обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2023 при недостаточности у МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, выделить денежные средства на указанные цели.
Представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» Сиянова О.А. в судебном заседании исковые требования признала, однако в сроки, указанные прокурором невозможно произвести ремонтные работы. Просила установить более поздний срок.
Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участникам процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).
Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» не соответствует требованиям безопасности зданий и сооружений.
Согласно материалам дела, здание МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», расположенное по адресу: ул. <адрес> построено в 1988 году.
Согласно акту визуального и документального обследования здания фундамент здания имеет следы увлажнения цоколя здания, местами отслоение наружной отделки. Отмостка разрушена. Гидроизоляция наружных стен фундамента нарушена. Система отведения поверхностных вод отсутствует (ливневая канализация); элемент конструкций - кровля. Многочисленные протечки кровли. Водосточная система нарушена; элемент конструкций - полы, потолки, перекрытия, потертости покрытий в ходовых местах. В местах протечек намокание потолков; элемент конструкций - окна и двери. Окна и переплеты, коробки и подоконные доски деревянных двойных окон поражены жучком и гнилью, не все створки открываются, сопряжения нарушены. Расшатывание дверных полотен и коробок. Полный нормативный износ по сроку службы; элемент конструкций - выбоины и трещины в ступенях лестниц. Поверхности ступеней стерты; элемент конструкций - внутренняя отделка. Трещины в штукатурном слое. Отслоение краски; элемент конструкций - фасады. Намокание наружных стен; элемент конструкций - система отопления. Повреждение трубопроводов, поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами. Нормативный износ по сроку службы 50 %; элемент конструкций - система вентиляции неисправна; элемент конструкций - горячее и холодное водоснабжение. Капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, Сантехнические приборы устаревшие. Нормативный износ по сроку службы 50 %; элемент конструкции - система канализации. Повреждения эмалированного покрытия сантехнических приборов, следы ремонта (хомуты и заделка). Нормативный износ по сроку службы 50 %.
Согласно представленной информации МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» до настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3», не проведены.
Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, воспитывающихся в образовательном учреждении.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.
При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Срок, указанный прокурором (01.09.2023) суд считает обоснованным и разумным. Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 3» (ОГРН 1027900509284, ИНН 7901013807), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» (ОГРН 1027900509284, ИНН 7901013807) в срок до 01 сентября 2023 года провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, окон и дверей, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) при недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения (ОГРН 1027900509284, ИНН 7901013807), в срок до 01 сентября 2023 года выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 3» (ОГРН 1027900509284, ИНН 7901013807) денежные средства на указанные цели.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3» (ОГРН 1027900509284, ИНН 7901013807) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2022.