Дело № 12-855/2022
РЕШЕНИЕ
город Калуга 27 апреля 2022 года
Судья Калужского районного суда Калужской области Сенькин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника ООО «ПК «Реалит» по доверенности Казначеева А.А. на постановление № 05-35/353 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, на постановление № 05-35/355 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Реалит», расположенного по адресу Калужская область г.Обнинск Киевское шоссе д.57, здание АКБ, ИНН 5030091075, ОГРН 1175074006799,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 05-35/353 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года ООО «ПК «Реалит» привлечено к административной ответственности по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 200 000 руб.
Постановлением № 05-35/355 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года ООО «ПК «Реалит» привлечено к административной ответственности по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 200 000 руб.
Не согласившись с указанными актами, защитник ООО «ПК «Реалит» по доверенности Казначеев А.А. обратился в Калужский районный суд Калужской области с жалобами, просил снизить размер назначенного административного штрафа. Одновременно заявлены ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалоб.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 27 апреля 2022 года жалобы объединены в одно производство № 12-855/2022.
Защитник ООО «ПК «Реалит» по доверенности Казначеев А.А. в судебном заседании поддержал доводы жалоб.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобах, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска десятидневного срока, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что обжалуемые постановления вынесены должностным лицом 3 марта 2022 года, в этот же день копия постановления получена защитником ООО «ПК «Реалит» по доверенности Ижукиным И.Н.
В установленный законом срок ООО «ПК «Реалит» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлениями о признании незаконными и изменении постановлений № 5-35/353, № 5-35/355 от 3 марта 2022 года.
Определениями Арбитражного суда Калужской области от 16 марта 2022 года указанные заявления возвращены в связи с неподведомственностью.
В Калужский районный суд Калужской области заявитель обратился 22 марта 2022 года.
Учитывая изложенное, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит удовлетворению.
Административная ответственность по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
В ходе проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области в соответствии с решением от 21.01.2022 №61-РЕ плановой выездной проверки в период с 09.00 час. 24.01.2022 по 17.45 час. 16.02.2022 установлено невыполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.
В соответствии с п.1,2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п 7. Указанной статьи порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Указанный порядок утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Согласно п. 10 указанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
При проведении проверки проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный территориальным органом Росприроднадзора не представлен.
Таким образом ООО «ПК «Реалит» допускаются нарушения п. 1,2 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нарушены требования ст. 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 21, 33 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом МПР России от 15 сентября 2017 года № 498.Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
В ходе проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области в соответствии с решением от 21.01.2022 №61-РЕ плановой выездной проверки в период с 09.00 час. 24.01.2022 по 17.45 час. 16.02.2022 установлено невыполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – V классов опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности") - индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Установлено, что ООО «ПК «Реалит» не принято мер по отнесению соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не разработало паспорт на отходы: - отход - пенокерамический фильтр отработанный (согласно экспертному заключению Отдела аналитических исследований филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 08.02.2022 №Бтп-48/104/22 данные отходы относятся к IV классу опасности).
Таким образом ООО «ПК «Реалит» допускаются нарушения ч. 1 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Собранным по делу доказательствам должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка защитника на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности юридического лица в силу положений ч.4 ст. 2.1 КоАП РФ является необоснованной, поскольку ООО «ПК «Реалит» не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Учитывая характер и общественную опасность правонарушений в области охраны окружающей среды, конкретные обстоятельства дела оснований для признания деяний малозначительным, не имеется.
Оснований для замены назначенного административного наказания на предупреждение в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ, не имеется.
Согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При вынесении указанных постановлений должностным лицом положения ч. 2 ст. 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях учтены не были.
Учитывая вышеизложенное, имущественное и финансовое положение общества, прихожу к выводу об изменении постановлений № 05-35/353, № 05-35/355 от 3 марта 2022 года, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить защитнику ООО «ПК «Реалит» пропущенный процессуальный срок для подачи жалоб на постановления № 05-35/353, № 05-35/355.
Постановление № 05-35/353 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ и постановление № 05-35/355 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калужской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 3 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ПК «Реалит» изменить и назначить ООО «ПК «Реалит» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы защитника ООО «ПК «Реалит» по доверенности Казначеева А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В.Сенькин