Дело № 2-1416/2022
УИД 18RS0023-01-2022-001689-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Сарапул УР
Решение в окончательной форме принято 23 августа 2022 года
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием истца - прокурора Муханова М.Л.,
при участии представителя ответчика МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» Моисеева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сарапула УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор г. Сарапула УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сарапульский городской суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2») о понуждении к совершению действий.
Свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса. Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» по результатам проведенного категорирования объекта присвоена первая категория опасности. В ходе проверки исполнения образовательной организацией законодательства о противодействии терроризму выявлены следующие нарушения. Согласно Паспорту безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» на территории образовательной организации к критическим элементам объекта (территории) относятся: тепловой узел, система водоснабжения, лаборантская кабинета химии. В нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической безопасности вышеуказанные критические элементы в образовательной организации системой видеонаблюдения не оснащены. Контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» не оборудован. Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). Негативными последствиями являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении безопасности, длительное неустранение выявленных нарушений закона. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора с данным исковым заявлением в суд обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, количество которых в образовательной организации постоянно меняется, чьи права и законные интересы поставлены образовательной организацией под угрозу.
Просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» в срок до 31 августа 2023 года устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, путем: организации в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в Паспорте безопасности, а именно: тепловой узел, система водоснабжения, лаборантская кабинета химии; оборудования контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»; оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).
В судебном заседании прокурор Муханов М.Л. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Моисеев Е.А. с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что в указанный в иске срок не представится возможным произвести работы, поскольку необходимо сделать огромное количество другой работы, в том числе обязательных требований пожарной безопасности, установленных предписанием, а также в связи с большой стоимостью проведения данных работ. У школы нет таких денежных средств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Статья 20 Конституции Российской Федерации, статья 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентируют право детей на жизнь и здоровье.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательные организации несут ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее по тексту - Требования).
В соответствии с пунктом 1 Требований, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).
Согласно пункту 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Разделом III Требований предусмотрен комплекс мероприятий, которые необходимо провести на объекте, независимо от его категории опасности.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки прокуратурой г. Сарапула установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» по результатам проведенного категорирования объекта присвоена первая категория опасности, что подтверждается актом от 23.09.2019 года.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (пункт 17 Требований).
В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (пункт 27 Требований).
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (пункт 30 Требований).
В соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Исходя из положений пункта 19 Требований, выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта осуществляются путем периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта, и иных мер.
Согласно пункту 12 Требований в качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются: зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций; элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории); места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории); другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Мероприятия, направленные на антитеррористическую защиту объекта, которые изложены в Требованиях, являются обязательными для исполнения, их выполнение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения образовательной организацией законодательства о противодействии терроризму прокуратурой г. Сарапула выявлены следующие нарушения.
Согласно Паспорту безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» на территории образовательной организации к критическим элементам объекта (территории) относятся: тепловой узел, система водоснабжения, лаборантская кабинета химии.
В нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической безопасности вышеуказанные критические элементы в образовательной организации системой видеонаблюдения не оснащены.
Контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» не оборудован.
Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).
Тем самым МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» нарушаются права неопределенного круга лиц (работников и обучающихся), гарантированные ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, в которой говориться, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Негативными последствиями являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении безопасности.
Прокуратурой г. Сарапула Главе г. Сарапула 21.05.2021 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности образовательных организаций.
Из сообщения Главы г. Сарапула от 21.06.2021 года следует, что представление прокуратуры рассмотрено, вопрос финансирования мероприятий будет рассмотрен при формировании бюджета города на 2022 год.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 18 августа 2022 года требования, изложенные в представлении прокурора, не исполнены, нарушения закона не устранены, тем самым ущемляются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что организация охраны здания данного образовательного учреждения, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Исполнение указанных требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2».
Принимая во внимание, что негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних, нарушение права на образование в условиях безопасности, суд приходит к выводу о необходимости возложения на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» обязанности устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, путем организации в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в Паспорте безопасности, а именно: тепловой узел, система водоснабжения, лаборантская кабинета химии; оборудования контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»; оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).
Отсутствие денежных средств в настоящем не освобождает ответчика от выполнения требований закона. Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации, носит бессрочный характер и не может ограничиваться временным промежутком.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий, объема необходимых к выполнению работ, пояснений представителя ответчика, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности по организации вышеуказанных мероприятий, до 31 августа 2024 года, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
Далее, в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подано прокурором г. Сарапула УР в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, прокурор освобождён в силу закона от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»в доход бюджета МО «Город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (ИНН 1827015397) в срок до 31 августа 2024 года устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, путем:
- организации в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в Паспорте безопасности, а именно: тепловой узел, система водоснабжения, лаборантская кабинета химии;
- оборудования контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»;
- оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (ИНН 1827015397) в доход в доход бюджета МО «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.