Дело № 2-216/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2014 года с. Атюрьево РМ
Атюрьевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Тиминой В.В.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Атюрьевского района Сидорова А.И.,
при секретаре Девятаевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района РМ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Атюрьевского района РМ в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой района проведенной 24.11.2014 года проверкой выявлены нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, допущенные администрацией Мордовско-Козловского сельского поселения.
Администрация поселения во исполнение п.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон №8-ФЗ) размещает информацию о своей деятельности на официальном сайте Администрации Атюрьевского муниципального района в сети «Интернет» по адресу: www.aturevo.e-mordovia.ru.
На специально выделенном для администрации Мордовско-Козловского сельского поселения разделе указанного сайта отсутствует следующая информация, обязательная для размещения в сети «Интернет»:
- сведения о структуре и полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа;
- перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
- нормативные правовые акты администрации Мордовско-Козловского сельского поселения, изданные в период с 01.01.2014, сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;
- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Обязанность по размещению этой информации в сети «Интернет» предусмотрена подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, ч.4, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Закона №8-ФЗ.
Отсутствие на сайте нормативных правовых актов и их проектов препятствует также проведению их независимой антикоррупционной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В соответствии с п.1 ст.4 Закона №8-ФЗ открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу п.1 ст.8 Закона №8-ФЗ пользователи информации вправе получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п.3); комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (п.5); приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п.6).
Бездействие ответчика, выразившиеся в неразмещении вышеперечисленной информации в сети «Интернет», ограничивает права граждан, организаций, общественных объединений и иных лиц, указанных в п.3 ст.1 Закона №8-ФЗ, на получение объективно и достоверной информации о деятельности этого органа местного самоуправления, а также препятствует осуществлению общественного контроля за его работой (п.6 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции») и реализации упомянутых принципов противодействия коррупции.
Названые выше лица не могут быть индивидуализированы и привлечены в качестве истцов, в связи с чем имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. Просит: признать незаконным бездействие администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» указанной в настоящем заявлении информации. Возложить на ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, ч.4, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Представитель заявителя - прокуратуры Атюрьевского района Республики Мордовия помощник прокурора Сидоров А.И., заявление прокурора поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель органа, бездействие которого обжалуется - администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шукшин В.Н. в судебное заседание не явился о времени и месте разбирательства извещен надлежаще и своевременно.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, выслушав представителя заявителя, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия 24.11.2014 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, допущенные администрацией Мордовско-Козловского сельского поселения, по результатам которой выявлены нарушения.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона №8-ФЗ открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу п.1 ст.8 Закона №8-ФЗ пользователи информации вправе получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п.3); комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (п.5); приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п.6).
Администрация поселения во исполнения п.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон №8-ФЗ) размещает информацию о своей деятельности на официальном сайте Администрации Атюрьевского муниципального района в сети «Интернет» по адресу: www.aturevo.e-mordovia.ru.
На специально выделенном для администрации Мордовско-Козловского сельского поселения разделе указанного сайта отсутствует следующая информация, обязательная для размещения в сети «Интернет»:
- сведения о структуре и полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа;
- перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
- нормативные правовые акты администрации Мордовско-Козловского сельского поселения, изданные в период с 01.01.2014, сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;
- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Обязанность по размещению этой информации в сети «Интернет» предусмотрена подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, ч.4, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Закона №8-ФЗ.
Отсутствие на сайте нормативных правовых актов и их проектов препятствует также проведению их независимой антикоррупционной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Таким образом, бездействие ответчика, выразившиеся в неразмещении вышеперечисленной информации в сети «Интернет», ограничивает права граждан, организаций, общественных объединений и иных лиц, указанных в п.3 ст.1 Закона №8-ФЗ, на получение объективно и достоверной информации о деятельности этого органа местного самоуправления, а также препятствует осуществлению общественного контроля за его работой (п.6 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции») и реализации упомянутых принципов противодействия коррупции.
Как следует из представленного сообщения Главы Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, администрацией Мордовско-Козловского сельского поселения за период с 01.01.2014 по 24.11.2014 принято 44 нормативных правовых акта, какая-либо информация о данных нормативных правовых актах на официальном сайте www.aturevo.e-mordovia.ru, не размешалась.
При установленных обстоятельствах, бездействие администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по неразмещению в сети «Интернет» указанной в заявлении информации, подлежит признанию незаконным, и суд считает необходимым обязать администрацию Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, ч.4, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно п.п.19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам,
рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями,
освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления,
выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а
также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Атюрьевского района РМ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ по неразмещению в сети «Интернет» сведений, определенных подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным.
Обязать администрацию Мордовско-Козловского сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подп. «а», «б», «г» п.1, подп. «а», «б», «г», «е» п.2, подп. «б» п.7, подп. «а», «в», «г» п.8, подп. «в» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:
- сведения о структуре и полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа;
- перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
- нормативные правовые акты изданные администрацией Мордовско-Козловского сельского поселения, включая сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;
- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия с подачей жалобы через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.
Судья - В.В. Тимина