УИД 32RS0007-01-2022-000064-93
Дело № 2-152/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Ананенко О.В.,
с участием представителя заявителя – администрации Дубровского района Якубович М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Дубровского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Дубровского района обратилась в суд с данным заявлением, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Дубровского района объект недвижимого имущества – очистные сооружения (поля фильтрации) площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Дубровский муниципальный район, Дубровское городское поселение, рп.Дубровка, мкр1-й, был принят на учет Управлением Росреестра по Брянской области как бесхозяйный.
Поскольку в течение года с момента постановки вышеуказанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного по настоящее время никто своих прав на них не заявил, очистные сооружения (поля фильтрации) не находятся ни в чьем пользовании, притязаний и прав собственности со стороны иных лиц на данный объект никем не предъявлялось, заявитель просит суд признать за муниципальным образованием Дубровское городское поселение Дубровского муниципального района Брянской области право муниципальной собственности на вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель заявителя - администрации Дубровского района Якубович М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Брянской области Платонова О.В. в суд не явилась, доверив рассмотрение дела в отсутствие, при вынесении решения полагалась на усмотрение суда с учетом позиции, отраженной в отзыве на заявление.
Заинтересованное лицо – Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях представило отзыв на заявление, в котором доверило суду рассмотрение дела в отсутствие представителя, разрешение заявления оставило на усмотрение суда.
Заинтересованные лица - Управление имущественных отношений Брянской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Межрайонное отделение №7, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили, ходатайств, заявлений не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ст.12 ГК РФ, признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ч.3 ст.218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из смысла указанных норм, способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный ст.225 ГК РФ, возможен только тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимого имущества.
Согласно ч.2 ст.290 ГПК РФ, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Законным собственником подобного объекта может являться муниципальное образование, на территории которого он расположен, в связи с чем органы местного самоуправления в добровольном порядке обращаются в суд с иском о признании права муниципальной собственности на этот объект (ст.255 ГК РФ, ст.290-293 ГПК РФ).
Согласно подп.1 п.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственности муниципальных образований отнесено имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным Законом вопросов местного значения.К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подп. 4 п.1 ст.14 указанного Федерального закона).
В силу п. 4.3 ст.17 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Спорный объект, относящийся к объектам инженерной инфраструктуры, расположен в границах Дубровского городского поселения Дубровского муниципального района Брянской области, используется для решения вопросов местного значения (надлежащее водоотведение сточных вод на территории поселения), в связи с чем отсутствие собственника социально значимого объекта создает не только сложность в его техническом обслуживании, сохранности и безопасности, но и приводит к нарушению требований законодательства об охране окружающей среды, созданию угрозы и причинения вреда здоровью и жизни населения.
В этой связи в прямую обязанность органа местного самоуправления входит принятие на учет такой бесхозяйной недвижимой вещи с признанием права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Дубровское городское поселение Дубровского муниципального района Брянской области расположен бесхозяйный объект недвижимого имущества – очистные сооружения (поля фильтрации) площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № по <адрес>, который ДД.ММ.ГГГГ принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, администрацией Дубровского района представлены в суд доказательства о том, что вышеуказанный объект бесхозяйного имущества надлежащим образом был поставлен на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и находилось на этом учете в течение одного года.
Поскольку со дня постановки данного объекта недвижимого имущества на учет право собственности на него не было зарегистрировано в установленном ст.219 ГК РФ порядке, у заявителя возникло право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на него.
Судом установлено, что с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного прошло более одного года. Собственник данного имущества неизвестен и отсутствует спор о праве на это имущество, притязаний со стороны иных лиц на него не предъявлялось, что в суде не опровергнуто.
Таким образом, суд не усматривает обстоятельств, препятствующих признанию за муниципальным образованием Дубровское городское поседение Дубровского муниципального района Брянской области права собственности на вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества, так как он расположен в административных границах данного муниципального образования, фактически принят им на учет как бесхозяйное имущество, предназначен для решения вопросов местного значения, и к полномочиям органа местного самоуправления относится владение, распоряжение и охрана указанного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Дубровского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Дубровское городское поселение Дубровского муниципального района Брянской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- очистные сооружения (поля фильтрации), площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенные по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2022 года.
Председательствующий по делу М.М. Шелаков