Дело № 2-5863/2022
59RS0007-01-2022-005747-23
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
27 октября 2022 года город Пермь.
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Князевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания Дягилевой М.А.,
с участием представителя истца, - Попова Г.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика, - Соболевой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пешиной Т. И. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности назначить страховые выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Пешина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности назначить страховые выплаты по потере кормильца, - своего <данные изъяты> ФИО2 В обоснование заявленных исковых требований указала, что ее <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял в трудовых отношениях с ИП ФИО7 в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ при заготовке древесины леса <данные изъяты> причинены тяжкие телесные повреждения, от которых ДД.ММ.ГГГГ он скончался. По данному факту в отношении ФИО7 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ. Постановлением Бардымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело было прекращено. Решением Бардымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт несчастного случая на производстве. <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на получение содержания от ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении единовременной и ежемесячных выплат в связи со смертью сына. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении данных выплат ей отказано.
На основании изложенного, просит суд возложить на ГУ– Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность назначить Пешиной Т.И. ежемесячные страховые выплаты по потери кормильца ФИО2
В настоящее судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с иском Пешиной Т.И., представив на него письменные возражения. Указала, что ИП ФИО7 решение суда в части возложения обязанности составить Акт о несчастном случае на производстве до настоящего времени не исполнено. В связи с этим ГУ– Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не может провести экспертизу страхового случая на производстве и решить вопрос о назначении Пешиной Т.И. единовременной страховой выплаты в порядке, установленном Методическим рекомендациями о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы дела, суд пришел к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в качестве общего основания, которое влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по данному виду страхования, закон называет страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица, происшедший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; сам же несчастный случай определяется как событие, в результате которого застрахованный получил при исполнении обязанностей по трудовому договору увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности либо смерть.
Согласно положениям статьи 7 указанного Федерального закона субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные, так и - в случае их смерти - иные указанные в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" лица, в число которых включаются и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. При этом данное право нетрудоспособных иждивенцев является производным от их статуса иждивенца, а не от права застрахованного лица на обеспечение по обязательному социальному страхованию, которое он реализовал при жизни.
Предоставление названным лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов, что в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений.
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (абзац девятый статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ).
Сами по себе обстоятельства, послужившие причиной смерти застрахованного (профессиональное заболевание или несчастный случай на производстве), не могут служить надлежащим основанием для дифференциации правовых последствий, наступающих в случае смерти такого лица. Поэтому как смерть застрахованного лица от несчастного случая на производстве, так и смерть от профессионального заболевания, обусловленные воздействием вредных производственных факторов на организм человека, должны порождать одинаковые правовые последствия для нетрудоспособных иждивенцев застрахованного лица и служить надлежащим основанием для возникновения у них права на получение ежемесячных страховых выплат.
Обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат: пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты (единовременной страховой выплаты застрахованному и ежемесячных страховых выплат) (ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ). Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если результатом наступления страхового случая стала утрата профессиональной трудоспособности; а также лицам, имеющим право на их получение, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного (ст. 10 названного Закона).
Из пояснений сторон и письменных документов дела судом установлено, что в соответствии со Свидетельство о рождении № Пешина Т.И. является <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со Свидетельством о смерти № ФИО2, получив производственную травму при осуществлении деятельности у ИП ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Бардымского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Пешиной Т.И. к ИП ФИО7, ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ были частично удовлетворены: был установлен факт трудовых отношений между ФИО5 и ИП ФИО7 в период с <адрес>; несчастный случай, произошедший с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на делянке №, в квартале №, выделе № агрокоммерческой фирмы «Урал» ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество, признан связанным с производством, подлежащим оформлению работодателем ИП ФИО7 Актом формы Н-1 «О несчастном случае на производстве»; в удовлетворении остальных исковых требований Пешиной Т.И. отказано, (л.д. 11-14).
Апелляционным определением судебной коллегии Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ Пешина Т.И. обратилась в Свердловский районный суд г. Перми с иском к ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на получение содержания.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении требований Пешиной Т.С. Ивановны к ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на получение содержания отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым за Пешиной Т.И. признано право на получение содержания от ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ко дню его смерти, (л.д. 6-10).
Таким образом, вступившими в законную силу решениями Бардымского районного суда Пермского края (дело №) и Свердловского районного суда г. Перми (дело №), случай со смертельным исходом, произошедший с ФИО5, признан несчастным, связанным с производством; за Пешиной Т.И. признано право на получение содержания от ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ (направлено почтой ДД.ММ.ГГГГ) Пешина Т.И. обратилась в ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с письменным заявлением о назначении ей страхового обеспечения (ежемесячных выплат в связи с несчастным случаем на производстве), представив необходимые документы в соответствии с требованием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, (л.д. 56-59).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказало Пешиной Т.И. в назначении ей страховых выплатах в связи со смертью её сына, поскольку к заявлению, в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, не приложен требуемый пакет документов (справка о заработной плате застрахованного (погибшего) за <данные изъяты> до несчастного случая на производстве (изготовленная по форме, разработанной страховщиком), Акт о несчастном случае на производстве ф.Н-1), (л.д. 60-61).
ДД.ММ.ГГГГ от Пешиной Т.И. в ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступило дополнение к заявлению о назначении ежемесячной страховой выплаты, с указанием на установленное за ней права на получение содержания от умершего сына, (л.д. 62).
Данное обращение рассмотрено ответчиком как жалоба на решение об отказе в предоставлении государственной услуги. По результатам проверки жалоба Пешиной Т.И. оставлена без удовлетворения, что отражено в Акте по результатам рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 65-70).
О принятом решении Пешиной Т.И. сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 63-64).
Не согласившись с данными отказами, Пешина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности назначить ей страховые выплаты в связи со смертью сына.
Анализ обстоятельств настоящего дела и имеющихся по нему доказательств дают суду основания для признания требований Пешиной Т.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Исходя из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", положениями Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (статьи 227 - 231), предусматривается возможность квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и составление Актов по форме Н-1 по всем несчастным случаям, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника. Следовательно, по всем случаям, признанным связанными с производством, пострадавший работник со дня наступления страхового случая в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ вправе требовать обеспечения по страхованию.
Как следует из решения Бардымского районного суда <адрес> от 20.21.2021, комиссия по расследованию несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5, ИП ФИО7 не создавалась, Акт в соответствии со статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации не составлялся. Соответственно, Акт о несчастном случае на производстве ф.Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует и не может быть представлен Пешиной Т.И. в ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для назначения страхового обеспечения (единовременной и ежемесячных выплат) по случаю потери кормильца. При этом, факт отсутствия у Пешиной Т.И. указанного Акта ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в настоящем судебном заседании не оспаривался. На основании п. 2.1 Временного порядка назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6, заявление о назначении страховых выплат подается пострадавшим в отделение (филиал отделения) Фонда через страхователя - причинителя вреда. Между тем, ИП ФИО7 уклоняется от соответствующих действий. Соответственно, у Пешиной Т.И. фактически отсутствует объективная возможность предоставить необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти. Между тем, право Пешиной Т.И. на получение содержания от умершего ФИО2 апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ уже установлено и также не оспаривалось сторонами в настоящем судебном заседании. Таким образом, поскольку несчастный случай, произошедший с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на делянке №, в квартале №, выделе № агрокоммерческой фирмы «Урал» ГКУ ПК «Управление лесничествами <адрес>» Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество, признан связанным с производством, подлежащим оформлению работодателем ИП ФИО7 Актом формы Н-1 «О несчастном случае на производстве»; несчастный случай произошел при исполнении ФИО5 трудовых обязанностей, подтверждающий это обстоятельство, право на получение содержания от ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ко дню его смерти за Пешиной Т.И. признано вступившим в законную силу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на орган Фонда социального страхования обязанности назначить Пешиной Т.И. обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Иное будет являться нарушением гарантированных прав Пешиной Т.И. на социальные выплаты в связи со смертью умершего от несчастного случая кормильца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пешиной Т. И. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности назначить страховые выплаты удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение – Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по обязанность назначить Пешиной Т. И., ежемесячные выплаты по случаю смерти застрахованного ФИО2 в результате наступления страхового случая в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2022.
Судья: О.Г. Князева.