№ 2-1281/2023 ~ М-1013/2023
14RS0019-01-2023-001378-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при помощнике судьи Сергеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное хозяйство», Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» обязать оснастить мусорокамеры контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов,
установил:
иск мотивирован тем, что управляющая организация обязана организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) для домов, находящихся в управлении указанной организации, в том числе, в части оснащения мусорокамер многоквартирных домов (далее МКД) контейнерами для сбора и накопления ТКО. Однако мусоросборные камеры многоквартирных домов, находящихся под управлением ответчика, не имеют контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Так, нет таких контейнеров в мусоросборных камерах МКД, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, <адрес> – 1 шт., <адрес> – 4 шт., <адрес> – 2 шт., <адрес> – 1 шт., <адрес> – 1 шт., <адрес> – 2 шт., <адрес> – 6 шт., <адрес> – 4 шт., <адрес> – 3 шт., <адрес> – 6 шт., <адрес> – 1 шт., <адрес> – 1 шт., <адрес> – 3 шт.
Отсутствие контейнеров для сбора и накопления ТКО может привести к образованию несанкционированных свалок на территории МКД, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также к заболеванию населения.
Ввиду чего прокурор г. Нерюнгри просит обязать ООО «Жилищное хозяйство» до ДД.ММ.ГГГГ оснастить мусорокамеры МКД г. Нерюнгри, указанных в иске, контейнерами для сбора ТКО.
Прокурор, участвующий в деле, Цепилов Е.Ю., исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Жилищное хозяйство», Студеникина Л.В., с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что исполнение заявленных требований требует финансирование, а финансирование на приобретение контейнеров не предусмотрен тарифом, в некоторых домах для исполнения требований прокурора необходимо провести реконструкцию, потому что дома старые.
Ответчик МУП «Переработчик» о времени и месте судебного заседания уведомленное, на судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела без его участия.
В письменных возражениях представитель указанного ответчика пояснил, что МУП «Переработчик» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) Нерюнгринского района. В обязанности регионального оператора входит принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законом основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта РФ. Местами складирования и накопления ТКО в Нерюнгринском районе определены мусоросборные камеры многоквартирных жилых домов и организованные контейнерные площадки. Так, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, мусороприемных камер входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несут лица, на законных основаниях владеющие земельными участками, на которых расположены такие площадки, собственники МКД или лица, осуществляющие управление МКД (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК) в которой располагается мусороприемная камера. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО. МУП «Переработчик» считает ООО «ЖКУ» надлежащим ответчиком по иску. В связи с тем, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику МУП «Переработчик», которое не должно отвечать по заявленным требованиям, содержащимся в исковом заявлении. Считает, что иск предъявлен к МУП «Переработчик» как к ненадлежащему ответчику.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 закона № 52-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, и, в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, на ООО «Жилищное хозяйство», не отрицающее управление МКД, указанными в иске, как на управляющую компания этими домами, возложена обязанность надлежащего содержания общего имущества этих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), согласно которым, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (п.п. «а» п. 2 Правил).
Из положений п.п. «а» п. 16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
В п.п. «д» п. 11 Правил указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила Госстроя), определен перечень работ по содержанию жилых домов.
Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда определены в п. 3.7.1 Правил Госстроя, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов и содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 5.9.1 Правил Госстроя установлено, что мусоропровод включает в себя, кроме прочего, мусоросборную камеру с оборудованием.
Технические требования к мусоросборной камере, являющейся обязательной при наличии мусоропровода в МКД, определены в п. 5.9.5 Правил, а количество контейнеров должно соответствовать проекту (п. 5.9.14 Правил Госстроя).
Контейнер представляет собой передвижную несменяемую емкость, предназначенную для непосредственного приема отходов из ствола, их временное хранение и доставки к месту перегрузки в мусоровозный транспорт.
Согласно п. 5.1.1 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений», мусоросборную камеру следует размещать непосредственно под стволом мусоропровода.
Размещение шибера в мусоросборной камере должно обеспечивать падение отходов из ствола непосредственно в контейнер, а мусоросборная камера должна быть укомплектована несменяемыми контейнерами в расчетном количестве (п. 5.1.6 и п. 5.1.22 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»).
Таким образом, из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по обеспечению содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный жилой дом, поскольку бремя содержания мест общего пользования возлагается на собственников помещений.
В ответ на требование прокурора г. Нерюнгри от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищное хозяйство» указало, что в МКД, находящихся в управлении ООО контейнеры для сбора ТКО в мусоросборных камерах отсутствуют с момента ввода в эксплуатацию. В соответствии с проектно-технической документацией в мусоросборных камерах МКД не предусмотрена внутридомовая мусоросборная инженерная система, которая удовлетворяет техническим требованиям, предусмотренным Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Для выполнения оснащения мусоросборных камер контейнерами для сбора ТКО необходимо проведение реконструкции мусоросборных камер – а именно, расширение входов, демонтаж бетонных порогов, замена дверей, установка рельс, реконструкция шибера, что потребует значительных финансовых затрат собственников многоквартирных домов. Кроме того, некоторые мусоросборные камеры находятся высоко (на подиуме), некоторые под крутым уклоном к внутриквартальному проезду, а часть по размеру не сможет вместить в себя стандартный контейнер для сбора ТКО.
Согласно информации Нерюнгринской городской администрации №.1 от ДД.ММ.ГГГГ МКД, указанные в иске, не оснащены контейнерами для сбора ТКО, в количестве соответствующему количеству мусоропроводов в этих домах.
Таким образом, по делу установлено, что ответчиком, как управляющей организацией МКД, указанными в иске, не предприняты меры по устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, в виду чего на ООО «Жилищное хозяйство» необходимо возложить обязанность оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске.
Доводы представителя ООО «Жилищное хозяйство» о том, что проекты домов не предусматривают наличие контейнеров для сбора ТКО, несостоятельны, поскольку в МКД, обслуживаемых ответчиком, имеются мусоросборные камеры, что свидетельствует о возможности установки ив них контейнеров для сбора ТКО. Поэтому взаимосвязи между тем, что МКД построены по старым проектам и необходимостью наличия контейнеров для сбора ТКО в имеющихся в МКД мусоросборных камерах, нет. Так же нет необходимости в реконструкции МКД, которая, по мнению ответчика, требуется для установки контейнеров для сбора ТКО.
В части доводов представителя ООО «Жилищное хозяйство» о том, что каждого собственника указанных МКД можно индивидуализировать (указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из них) несостоятельны, поскольку нарушаются права не только собственников помещений МКД, но и других лиц. Таким образом, прокурор, обращаясь в суд с данным иском, выступает представителем неопределенного круга физических лиц и действует в защиту их интересов.
Доводы представителя ООО «Жилищное хозяйство» о том, что расходы на приобретение контейнеров должен нести региональный оператор, несостоятельны, поскольку требования прокурора относятся к имуществу МКД, которые находятся под управлением УК.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату обращение с твердыми коммунальными отходами. Поэтому МУП «Переработчик», как региональный оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) Нерюнгринского района, не должен нести бремя по содержанию общего имущества МКД, ввиду чего не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, ответчиком не предприняты меры к устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
С учетом этого следует признать, что ответчик обязан оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске, поэтому иск к управляющей организации подлежит удовлетворению.
В удовлетворении иска к МУП «Переработчик» следует отказать.
Частью 1 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда) исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
С учетом мнения прокурора, разумности срока исполнения судебного решения и справедливого баланса публичных интересов и интересов неопределенного круга лиц и ответчика, возможно установить срок для устранения нарушений по ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку иск к управляющей компании удовлетворен в полном размере, при этом прокурор освобожден от уплаты пошлины (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), то с управляющей компании, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – 1 ░░., <░░░░░> – 4 ░░., <░░░░░> – 2 ░░., <░░░░░> – 1 ░░., <░░░░░> – 1 ░░., <░░░░░> – 2 ░░., <░░░░░> – 6 ░░., <░░░░░> – 4 ░░., <░░░░░> – 3 ░░., <░░░░░> – 6 ░░., <░░░░░> – 1 ░░., <░░░░░> – 1 ░░., <░░░░░> – 3 ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ 1434045790, ░░░ 143401001, ░░░░ 1131434001016.