Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-204/2024 ~ М-129/2024 от 21.03.2024

    УИД 10RS0008-01-2024-000168-02

    Дело № 2-204/2024

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

        23 апреля 2024 г.          г. Беломорск

    Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

    председательствующего судьи     Захаровой М.В.,
    при секретаре судебного заседания     Сидоровой Н.А.,
    с участием истца     Смирновой Л.П.,
    представителя ответчика     Дмитраченок Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Л.П. к администрации Беломорского муниципального округа о взыскании вознаграждения опекуна,

    установил:

Смирнова Л.П. обратился в суд с иском к администрации Беломорского муниципального округа о взыскании вознаграждения опекуна.

В обоснование заявленных требований указала, что с 15 июля 2010 г. является опекуном С., ХХ.ХХ.ХХ г.р., на безвозмездных условиях. С 24 января 2022 г. С. достигла 13 лет, однако органы опеки и попечительства не разъяснили ей право заключить договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Поскольку такой договор был заключен только в апреле 2023 года, истец просит взыскать с ответчика по правилам ст.ст. 15 и 1069 ГК РФ убытки в размере неполученного вознаграждения опекуна за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 125 034 руб.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала, указала, что в настоящем иске она просит взыскать вознаграждение опекуна по договору о возмездном осуществлении опеки по ст. 2.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя». Пояснила, что регулярно посещает органы опеки, однако никто из специалистов, даже когда она принесла в личное дело подопечной копию её паспорта в связи с достижением 14 лет, не предоставил ей информацию о возможности заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях и получении денежных средств, хотя она интересовалась у сотрудников органов опеки о том, какие меры социальной поддержки для неё предусмотрены. В 2022 году ей было 68 лет, она в силу возраста и отсутствия юридических познаний не могла знать всех особенностей осуществления опеки, а органы опеки обязаны оказывать ей и её подопечной содействие в реализации их прав и подготовке документов. Истец также пояснила, что текст искового заявления изготовлен представителем, а потому она допускает, что он ошибся в расчетах, просит суд взыскать задолженность в действительном размере за заявленный период.

Представитель ответчика Дмитраченок Е.В. в судебном заседании не отрицала, что органы опеки обязаны оказывать информационную поддержку опекунам и подопечным, принимать активное участие в обеспечении реализации их прав и подготовке документов. Указала, что в период спорных отношений в органах опеки имелись кадровые трудности, в связи с чем, вероятно, истцу не разъяснили возможность подачи заявления об осуществлении опеки на возмездных условиях.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч.ч. 1, 3 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципальных округов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).

Статьей 4 Закона Республики Карелия от 21 октября 2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительства с выделением им соответствующего финансирования.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).

Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» установлены меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их реализации.

Государственное обеспечение и социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Республики Карелия (ст. 1 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК).

Статьей 2.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК определено, что при осуществлении опеки (попечительства) над ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 13 лет опекуну, заключившему в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, выплачивается вознаграждение. Право опекуна (попечителя) на получение вознаграждения возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях.

Порядок выплаты вознаграждения опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося ребенком-инвалидом и (или) находящегося в возрасте старше тринадцати лет введен постановлением Правительства РК от 6 августа 2010 г. № 164-П.

Согласно п.42 указанного Порядка выплата вознаграждения опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящегося в возрасте старше 13 лет, осуществляется на основании договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, заключенного между опекуном (попечителем) и органом местного самоуправления.

Как следует из материалов настоящего дела, а также личного дела подопечной С., постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 16 июня 2010 г. над С., ХХ.ХХ.ХХ, установлена предварительная опека на срок до ХХ.ХХ.ХХ, опекуном назначена Смирнова Л.П.

Постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 15 июля 2010 г. опекуном С. назначена Смирнова Л.П.

В указанную дату Смирновой Л.П. в письменном виде разъяснены права опекуна, предусмотренные ст.ст. 148.1, 153 СК РФ, ст.ст. 36 и 37 ГК РФ, положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.

Положения Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», которые предусматривают меры социальной поддержки опекунов и подопечных, Смирновой Л.П. не разъяснялись ни в письменной, ни в устной форме, что представитель органа опеки в судебном заседании подтвердила.

24 января 2022 г. С. исполнилось 13 лет.

10 апреля 2023 г. опекун Смирнова Л.П. обратилась в органы опеки с заявлением о заключении договора об осуществлении опеки над С. на возмездных условиях.

28 апреля 2023 г. между Смирновой Л.П. и администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» заключен договор об осуществлении опеки С. на возмездных условиях. С указанной даты опекуну выплачивается вознаграждение.

Истец полагает нарушенными свои права на получение вознаграждения опекуна по договору о возмездном осуществлении опеки, указывая, что органы опеки не выполнили свою обязанность по информированию опекуна о мерах социальной поддержки и подготовке необходимых документов, по сути, уклонившись от своевременного заключения договора, что образует её право на основании ст. 15, 1069 ГК РФ и п. 4 ст. 445 ГК РФ взыскать с органа местного самоуправления, который наделен полномочиями органа опеки и соответствующим финансированием, убытки в размере неполученного вознаграждения за период с 1 февраля 2022 г. по 1 апреля 2023 г.

Ответчик в письменных возражениях полагал данные доводы искового заявления необоснованными, указывая, что действующее законодательство не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства информировать опекуна о праве на заключение данного вида договора.

Между тем, суд полагает позицию ответчика основанной на ошибочном толковании положений законодательства о полномочиях и функциях органов опеки и попечительства.

Так, статьей 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ определено, что основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

К полномочиям органов опеки относится информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов (п. 12 ч. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).

Из действовавшего в период спорных отношений законодательства (2022 – 2023 гг.) не следует, что инициатива в заключении договора об осуществлении опеки на возмездных условиях должна исходить от опекуна (попечителя).

Более того, обязанность органов опеки и попечительства по информированию опекунов о мерах социальной поддержки, в том числе о возможности заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях, прямо предусмотрена в методических рекомендациях для органов опеки и попечительства.

Так, в Письме Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» на органы опеки применительно к функции по заключению договора об осуществлении опеки на возмездных условиях возложена обязанность организовывать на местах тематические беседы, «круглые столы» по вопросам, связанным с осуществлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для оказания помощи опекунам или попечителям в реализации их прав и исполнении их обязанностей. Этим же Письмом разъяснено, что в соответствии с пунктом 3(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 275, и пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 423, органы опеки и попечительства обязаны через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информировать граждан о порядке установления опеки (попечительства), условиях осуществления опеки. В развитие указанных положений органами опеки и попечительства рекомендовано реализовать меры по созданию и поддержка на официальном сайте органа опеки и попечительства специального раздела, посвященного вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для представление гражданам в доступной форме информации о законодательстве, регулирующем вопросы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, о порядке установления опеки (попечительства), усыновления, включая возможные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Названные требования федерального закона свидетельствуют об обязанности органов опеки и попечительства своевременно доводить до сведения опекунов нормативные акты, направленные на улучшение положения как опекаемых, так и опекунов, поскольку их материальное положение является взаимосвязанным.

Положения ст. 2.3 Закона Республики Карелии № 921-ЗРК направлены на обеспечение опекунам наиболее комфортных условий для выполнения ими социально важной функции осуществления опеки.

Таким образом, внесенные в законодательство изменения, позволяющие заключить с опекуном договор о возмездном осуществлении им опекунских функций, должны быть доведены до сведения адресатов, а факт поздней подачи опекуном соответствующего заявления нельзя расценивать как лишающий права на вознаграждение, принимая во внимание, что оснований отказать опекуну в заключении такого договора не имелось.

Ответчик при рассмотрении дела не отрицал, что до момента написания Смирновой Л.П. заявления 10 апреля 2023 г. ей не были разъяснены положения законодательства о мерах социальной поддержки.

Суд признает бездействие органов опеки по реализации возложенного на них п. 14 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ полномочия незаконным, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 15 и 1069, 445 ГК РФ, взыскивает с ответчика убытки за период с 1 февраля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. в размере подлежащего выплате опекуну вознаграждения.

Согласно положениям ч. 3 и 4 ст. 2.3 Закона Республики Карелии № 921-ЗРК в редакции от 27 декабря 2013 г. № 1766-ЗРК, от 15 июля 2022 г. № 2733-ЗРК вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается ежемесячно за воспитание каждого ребенка, достигшего 13 лет, в размере 3733 руб. (редакция в период с 1 февраля 2022 г. по 31 августа 2022 г.), в размере 4293 рублей (редакция в период с 1 сентября 2022 г. по 1 апреля 2023 г.). Установленное настоящей статьей вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, размер невыплаченного опекуну вознаграждения за период с 1 февраля по 31 августа 2022 г. составляет 57 488,2 руб. ( 3733 * 7 мес * 2,2), в период с 1 сентября 2022 г. по 1 апреля 2023 г. составляет 66 112,2 руб. (4293 *7 мес. *2,2). Общая сумма невыплаченного вознаграждения составляет 123 600,4 руб. и подлежит взысканию в пользу истца по делу.

Оснований для участия в настоящем деле ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» не имеется, поскольку основанием иска является не ординарный порядок выплаты вознаграждения, а деликтные отношения в порядке ст.ст. 15 и 1069 ГК РФ. Оснований для участия в деле Министерства социальной защиты Республики Карелия суд не усматривает, поскольку как полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, так и финансирование за спорный период, были переданы ответчику по делу.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 3655,6 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Беломорского муниципального округа в пользу Смирновой Л.П., <данные изъяты>, вознаграждение за осуществление опеки в размере 123 600,4 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3655,6 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             М.В.Захарова

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2024 г.

2-204/2024 ~ М-129/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнова Людмила Петровна
Ответчики
Администрация Беломорского муниципального округа
Другие
Информация скрыта
Совет Беломорского муниципального округа
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
21.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
26.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее