УИД 10RS0008-01-2024-000168-02
Дело № 2-204/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
с участием истца | Смирновой Л.П., |
представителя ответчика | Дмитраченок Е.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Л.П. к администрации Беломорского муниципального округа о взыскании вознаграждения опекуна,
установил:
Смирнова Л.П. обратился в суд с иском к администрации Беломорского муниципального округа о взыскании вознаграждения опекуна.
В обоснование заявленных требований указала, что с 15 июля 2010 г. является опекуном С., ХХ.ХХ.ХХ г.р., на безвозмездных условиях. С 24 января 2022 г. С. достигла 13 лет, однако органы опеки и попечительства не разъяснили ей право заключить договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Поскольку такой договор был заключен только в апреле 2023 года, истец просит взыскать с ответчика по правилам ст.ст. 15 и 1069 ГК РФ убытки в размере неполученного вознаграждения опекуна за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 125 034 руб.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала, указала, что в настоящем иске она просит взыскать вознаграждение опекуна по договору о возмездном осуществлении опеки по ст. 2.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя». Пояснила, что регулярно посещает органы опеки, однако никто из специалистов, даже когда она принесла в личное дело подопечной копию её паспорта в связи с достижением 14 лет, не предоставил ей информацию о возможности заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях и получении денежных средств, хотя она интересовалась у сотрудников органов опеки о том, какие меры социальной поддержки для неё предусмотрены. В 2022 году ей было 68 лет, она в силу возраста и отсутствия юридических познаний не могла знать всех особенностей осуществления опеки, а органы опеки обязаны оказывать ей и её подопечной содействие в реализации их прав и подготовке документов. Истец также пояснила, что текст искового заявления изготовлен представителем, а потому она допускает, что он ошибся в расчетах, просит суд взыскать задолженность в действительном размере за заявленный период.
Представитель ответчика Дмитраченок Е.В. в судебном заседании не отрицала, что органы опеки обязаны оказывать информационную поддержку опекунам и подопечным, принимать активное участие в обеспечении реализации их прав и подготовке документов. Указала, что в период спорных отношений в органах опеки имелись кадровые трудности, в связи с чем, вероятно, истцу не разъяснили возможность подачи заявления об осуществлении опеки на возмездных условиях.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.ч. 1, 3 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципальных округов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).
Статьей 4 Закона Республики Карелия от 21 октября 2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительства с выделением им соответствующего финансирования.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).
Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).
Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» установлены меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их реализации.
Государственное обеспечение и социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Республики Карелия (ст. 1 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК).
Статьей 2.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК определено, что при осуществлении опеки (попечительства) над ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 13 лет опекуну, заключившему в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, выплачивается вознаграждение. Право опекуна (попечителя) на получение вознаграждения возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях.
Порядок выплаты вознаграждения опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося ребенком-инвалидом и (или) находящегося в возрасте старше тринадцати лет введен постановлением Правительства РК от 6 августа 2010 г. № 164-П.
Согласно п.42 указанного Порядка выплата вознаграждения опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящегося в возрасте старше 13 лет, осуществляется на основании договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, заключенного между опекуном (попечителем) и органом местного самоуправления.
Как следует из материалов настоящего дела, а также личного дела подопечной С., постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 16 июня 2010 г. № над С., ХХ.ХХ.ХХ, установлена предварительная опека на срок до ХХ.ХХ.ХХ, опекуном назначена Смирнова Л.П.
Постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 15 июля 2010 г. № опекуном С. назначена Смирнова Л.П.
В указанную дату Смирновой Л.П. в письменном виде разъяснены права опекуна, предусмотренные ст.ст. 148.1, 153 СК РФ, ст.ст. 36 и 37 ГК РФ, положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.
Положения Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», которые предусматривают меры социальной поддержки опекунов и подопечных, Смирновой Л.П. не разъяснялись ни в письменной, ни в устной форме, что представитель органа опеки в судебном заседании подтвердила.
24 января 2022 г. С. исполнилось 13 лет.
10 апреля 2023 г. опекун Смирнова Л.П. обратилась в органы опеки с заявлением о заключении договора об осуществлении опеки над С. на возмездных условиях.
28 апреля 2023 г. между Смирновой Л.П. и администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» заключен договор об осуществлении опеки С. на возмездных условиях. С указанной даты опекуну выплачивается вознаграждение.
Истец полагает нарушенными свои права на получение вознаграждения опекуна по договору о возмездном осуществлении опеки, указывая, что органы опеки не выполнили свою обязанность по информированию опекуна о мерах социальной поддержки и подготовке необходимых документов, по сути, уклонившись от своевременного заключения договора, что образует её право на основании ст. 15, 1069 ГК РФ и п. 4 ст. 445 ГК РФ взыскать с органа местного самоуправления, который наделен полномочиями органа опеки и соответствующим финансированием, убытки в размере неполученного вознаграждения за период с 1 февраля 2022 г. по 1 апреля 2023 г.
Ответчик в письменных возражениях полагал данные доводы искового заявления необоснованными, указывая, что действующее законодательство не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства информировать опекуна о праве на заключение данного вида договора.
Между тем, суд полагает позицию ответчика основанной на ошибочном толковании положений законодательства о полномочиях и функциях органов опеки и попечительства.
Так, статьей 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ определено, что основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
К полномочиям органов опеки относится информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов (п. 12 ч. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ).
Из действовавшего в период спорных отношений законодательства (2022 – 2023 гг.) не следует, что инициатива в заключении договора об осуществлении опеки на возмездных условиях должна исходить от опекуна (попечителя).
Более того, обязанность органов опеки и попечительства по информированию опекунов о мерах социальной поддержки, в том числе о возможности заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях, прямо предусмотрена в методических рекомендациях для органов опеки и попечительства.
Так, в Письме Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» на органы опеки применительно к функции по заключению договора об осуществлении опеки на возмездных условиях возложена обязанность организовывать на местах тематические беседы, «круглые столы» по вопросам, связанным с осуществлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для оказания помощи опекунам или попечителям в реализации их прав и исполнении их обязанностей. Этим же Письмом разъяснено, что в соответствии с пунктом 3(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 275, и пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 423, органы опеки и попечительства обязаны через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информировать граждан о порядке установления опеки (попечительства), условиях осуществления опеки. В развитие указанных положений органами опеки и попечительства рекомендовано реализовать меры по созданию и поддержка на официальном сайте органа опеки и попечительства специального раздела, посвященного вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для представление гражданам в доступной форме информации о законодательстве, регулирующем вопросы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, о порядке установления опеки (попечительства), усыновления, включая возможные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Названные требования федерального закона свидетельствуют об обязанности органов опеки и попечительства своевременно доводить до сведения опекунов нормативные акты, направленные на улучшение положения как опекаемых, так и опекунов, поскольку их материальное положение является взаимосвязанным.
Положения ст. 2.3 Закона Республики Карелии № 921-ЗРК направлены на обеспечение опекунам наиболее комфортных условий для выполнения ими социально важной функции осуществления опеки.
Таким образом, внесенные в законодательство изменения, позволяющие заключить с опекуном договор о возмездном осуществлении им опекунских функций, должны быть доведены до сведения адресатов, а факт поздней подачи опекуном соответствующего заявления нельзя расценивать как лишающий права на вознаграждение, принимая во внимание, что оснований отказать опекуну в заключении такого договора не имелось.
Ответчик при рассмотрении дела не отрицал, что до момента написания Смирновой Л.П. заявления 10 апреля 2023 г. ей не были разъяснены положения законодательства о мерах социальной поддержки.
Суд признает бездействие органов опеки по реализации возложенного на них п. 14 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ полномочия незаконным, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 15 и 1069, 445 ГК РФ, взыскивает с ответчика убытки за период с 1 февраля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. в размере подлежащего выплате опекуну вознаграждения.
Согласно положениям ч. 3 и 4 ст. 2.3 Закона Республики Карелии № 921-ЗРК в редакции от 27 декабря 2013 г. № 1766-ЗРК, от 15 июля 2022 г. № 2733-ЗРК вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается ежемесячно за воспитание каждого ребенка, достигшего 13 лет, в размере 3733 руб. (редакция в период с 1 февраля 2022 г. по 31 августа 2022 г.), в размере 4293 рублей (редакция в период с 1 сентября 2022 г. по 1 апреля 2023 г.). Установленное настоящей статьей вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, размер невыплаченного опекуну вознаграждения за период с 1 февраля по 31 августа 2022 г. составляет 57 488,2 руб. ( 3733 * 7 мес * 2,2), в период с 1 сентября 2022 г. по 1 апреля 2023 г. составляет 66 112,2 руб. (4293 *7 мес. *2,2). Общая сумма невыплаченного вознаграждения составляет 123 600,4 руб. и подлежит взысканию в пользу истца по делу.
Оснований для участия в настоящем деле ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» не имеется, поскольку основанием иска является не ординарный порядок выплаты вознаграждения, а деликтные отношения в порядке ст.ст. 15 и 1069 ГК РФ. Оснований для участия в деле Министерства социальной защиты Республики Карелия суд не усматривает, поскольку как полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, так и финансирование за спорный период, были переданы ответчику по делу.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 3655,6 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Беломорского муниципального округа в пользу Смирновой Л.П., <данные изъяты>, вознаграждение за осуществление опеки в размере 123 600,4 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3655,6 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2024 г.