2-294/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2022 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Жарниковой О.В.
при секретаре Таракановской А.С.,
с участием истца Д.В.В.., третьих лиц Д.Г.Ю.., Д.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-294/2022 по иску Д.В.В. к МО «Город Кяхта» о признании жилого дома домом блокированной застройки,
У С Т А Н О В И Л:
Д.В.В.. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование исковых требований истец указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> Квартира находиться в общей совместной собственности с супругой Д.Г.Ю.
Истец отмечает, что жилой дом, расположенный по адресу г. <адрес> одноэтажный, состоит из четырех изолированных квартир, которые обособлены отдельными входами на прилегающие земельные участки. В доме отсутствуют помещения общего пользования, в связи с чем, квартиры № могут эксплуатироваться отдельно, и являются самостоятельными объектами права. В вышеуказанном доме отсутствуют общие инженерные сети и места общего пользования, нет межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, технических этажей, в которых имелись бы инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование. Дом фактически представляет собой четыре обособленные части с комплексом жилых и нежилых помещений, разделенных общей капитальной стеной, имеющих два отдельных входа.
Истец просит учесть, что между ним и соседями сложился порядок пользования домом не в целом, а его отдельными частями, которые являются изолированными друг от друга, имеют отдельные входы и коммуникации.
Истец указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился в МО «Город Кяхта» с заявлением о признании жилого дома домом блокированной застройки, поскольку ему необходимо оформить в собственность земельный участок, расположенный под квартирой. Согласно сообщению МО «Город Кяхта» для удовлетворения заявления требуется согласие всех собственников квартир. Между тем, согласие всех собственников квартир получить не представляется возможным, рекомендовано обратиться в суд.
На основании изложенного, истец с учетом уточнения заявленных требований, просит признать жилой дом, расположенный по адресу <адрес> - домом блокированной застройки, признать жилое помещение, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес> – блоком жилого дома блокированной застройки.
В судебном заседании истец Д.В.В.. настаивал на удовлетворении иска, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третье лицо на стороне истца Д.Г.Ю.. поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Третье лицо на стороне ответчика Д.Е.В. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо на стороне ответчика Б.Т.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом, заявлений, ходатайств, отзывов и возражений на исковое заявление не представила, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика МО «Город Кяхта» Н.А.Н.., ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, не возражал против удовлетворения иска, представив соответствующее заявление.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
По спорам о признании здания жилым домом блокированной застройки законом не установлен перечень допустимых доказательств. Поэтому при разрешении данного спора, суд в силу статей 55 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Д.В.В.. и третье лицо Д.Г.Ю.. с ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого помещения, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, что следует из сведений ЕГРН.
Третье лицо Д.Е.В. является собственником жилого помещения с кадастровым номером № и земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство.
Третье лицо Б.Т.В. является собственником жилого помещения и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Свидетель <данные изъяты>. в судебном заседании подтвердила, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ продала квартиру дочери Б.Т.В. которая фактически проживает в <адрес>. До настоящего времени свидетель также проживает по названному адресу. Возражений против иска не имеют.
Согласно сведений ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» по данным архива до ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что собственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес> является <данные изъяты> и <данные изъяты> основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению Кяхтинского районного отдела Управления ЗАГС РБ, <данные изъяты> умерла <данные изъяты>, <данные изъяты> умер <данные изъяты>
Из сообщения нотариуса Кяхтинского нотариального округа видно, что наследником по закону после смерти <данные изъяты> умершей <данные изъяты>, является супруг <данные изъяты>. В состав наследственного имущества входит <данные изъяты> доли квартиры по адресу г<адрес> Вместе с тем, наследником не были представлены документы на недвижимое имущество, наследственное дело сдано в архив ДД.ММ.ГГГГ. При этом, наследственное дело к имуществу <данные изъяты>., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
На обращение Д.В.В.. в городскую администрацию с вопросом о признании дома домом блокированной застройки, главой МО «Город Кяхта» <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об отказе в удовлетворении заявления по причине отсутствия заявления всех правообладателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Из Заключения кадастрового инженера <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате изучения документов и обследования жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>2, собственниками которого являются Д.В.В. и Д.Г.Ю. выявлено, что данное помещение расположено в доме, состоящего из четырех изолированных жилых помещений, которые обособлены отдельными входами на прилегающий земельный участок. В доме отсутствуют помещения общего пользования. Данные помещения могут эксплуатироваться отдельно и являться самостоятельными объектами прав. Дом, в котором расположена квартира семьи Д. одноэтажный, с обособленными входами, отсутствием инженерных сетей и мест общего пользования, поэтому данные обстоятельства не позволяют признать дом как многоквартирный. В доме нет межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, технических этажей, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. В доме отсутствуют помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения (общее имущество многоквартирного дома). Дом представляет собой четыре обособленные части с комплексом жилых и нежилых помещений, разделенных общей капитальной стеной, имеющих четыре отдельных входа. Между сторонами сложился определенный порядок пользования домом не в целом, а его отдельными частями, которые являются изолированными друг от друга, имеют отдельные входы, отдельные коммуникации. Семья Д. обслуживают свою часть дома самостоятельно, и польются земельным участком, расположенным под их частью дома.
Истец Д.В.В. инициировал свое обращение в суд с требованиями о признании дома, в котором находится его квартира, домом блокированной застройки, мотивировав тем, что ему необходимо оформить земельный участок, прилегающий к его квартире, в собственность. В судебном заседании истец дополнил, что в досудебном порядке признать жилой дом домом блокированной застройки и оформить земельный участок не представляется возможным, ввиду невозможности получения согласия всех правообладателей жилого дома, поскольку собственники квартиры <адрес> – семья <данные изъяты> умерли, квартира пустует длительное время, в ней никто не проживает, собственник квартиры <адрес> – <данные изъяты>. проживает за пределами Республики Бурятия.
Перечень способов защиты гражданских прав в силу абзаца четырнадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является открытым.
Статья 16 Жилищного кодекса РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
С учетом части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.
В п. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ с 01.03.2022 введено понятие «дом блокированной застройки» - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Многоквартирный дом - это здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (п. 6 ст. 15 ЖК РФ).
Дом блокированной застройки и многоквартирный дом представляют собой виды зданий (п. 7 ч. 10 ст. 55.28 ГрК РФ).
Таким образом, основным отличием дома блокированной застройки от многоквартирного дома выступает признак блокированности, т.е. наличие общей боковой стены (общих боковых стен) с другим жилым домом (другими жилыми домами).
Согласно определению, содержащегося в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, с отдельным входом сформированном непосредственно для его использования.
Вместе с тем, само понятие дома блокированной застройки не исключает наличие в таком доме, общего имущества, являющейся неотъемлемой частью жилого дома, возводимого и принимаемого в эксплуатацию как единый технический комплекс, общих конструктивных элементов, а именно, общих стен, неразрывно связывающих такое жилое помещение с соседними блоками и коммуникациями, составляющих общее имущество собственников этих жилых помещений. Такое жилое помещение по закону не может быть признано индивидуально-определенным жилым домом, предназначенным для проживания одной семьи, как это предусмотрено ст. 16 ЖК РФ, без наличия к тому иных правовых препятствий, а является именно частью жилого дома.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь приведенными правовыми нормами исходит из того, что данный одноэтажный жилой дом состоит из четырех блоков, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования. Судом из совокупности имеющихся доказательств установлено, что жилой дом не является единым объектом недвижимости, отвечает признакам жилого дома блокированной застройки, так как состоит из четырех самостоятельных объектов недвижимого имущества, имеющих кадастровые номера, расположен на четырех обособленных земельных участках, учтенных в ЕГРН как самостоятельные объекты со своими уникальными идентификаторами. С учетом изложенного, указанный дом по адресу <адрес> не является многоквартирным в том понимании, в котором определено жилищным законодательством, согласно заключению кадастрового инженера, в доме отсутствуют помещения общего пользования, к которым должен быть обеспечен прямой доступ из обособленных квартир, что является отличительным признаком квартиры от блока жилого дома либо его части. Таким образом, исходя их указанных выше понятий норм закона следует, что названный дом является разновидностью жилого дома блокированной застройки. При этом, жилое помещение (квартира) истца, расположенная по адресу <адрес> соответствует характеристикам блока жилого дома блокированной застройки.
При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать жилой дом, расположенный по адресу <адрес> - домом блокированной застройки.
Признать жилое помещение, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес> – блоком жилого дома блокированной застройки.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд РБ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд Республики Бурятии.
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 31.05.2022 года.
Судья Жарникова О.В.