УИД № 77RS0002-02-2023-012285-75
Дело № 2-4320/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Алиевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», третье лицо Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Ростовской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в деятельности базы топлива на ст. Ростов-Главный Главного материального склада Северо-Кавказской дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной Дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «Российский железные дороги» выявлены нарушения, подлежащие устранению. При обследовании 29.03.2023 года производственной площадки и железнодорожных путей общего пользования, эксплуатируемых Базой топлива ст. Ростов-Главный установлено, что в нарушение подпункта «б» Постановления № 221, п. 3.2.1 гл. 3, п. 10.1 гл. 10, п. 10, п. 13.2.1 гл. 13 приказа МЧС № 837, п. 5, 6, абз. 2 п. 9 раздела II Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 529 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» на месте слива-налива, расположенном на железнодорожном пути общего пользования № 16 парка «Л» ст. Ростов Северо-Кавказской железной дороги, отсутствует железнодорожная сливоналивная эстакада, а также электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями, устанавливаемыми у торцов эстакады и по ее длине не реже, чем через 100 м., но не менее двух. Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 8 Закона № 99-ФЗ, пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2417, п. 10.7 гл. 10 приказа МЧС № 837 на базе топлива ст. Ростов-Главный на фронте погрузки-выгрузки опасных грузов (железнодорожный путь № 16 парка «Л») с торцевых частей твердого покрытия отсутствуют бортики высотой не менее 0,2 м. На основании изложенного, истец просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной Дирекции закупок и снабжения, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция снабжения, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: - установить железнодорожную сливоналивную эстакаду на Базе топлива ст. Ростов-Главный; - установить на сливоналивной эстакаде на Базе топлива ст. Ростов-Главный электрическую пожарную сигнализацию с ручными пожарными извещателями, устанавливаемыми у торцов эстакады и по ее длине не реже чем через 100 м, но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад); - оборудовать площадку для сливоналивной эстакады на фронте погрузки-выгрузки опасных грузов на Базе топлива ст. Ростов-Главный, бортиками высотой не менее 0,2 м с торцевых частей твердого покрытия.
В судебное заседание явился представитель истца ФИО7 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчика ФИО8., действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Ростовской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в деятельности базы топлива на ст. Ростов-Главный Главного материального склада Северо-Кавказской дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной Дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «Российский железные дороги» выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу ч. 2 ст. 20 Закона № 17-ФЗ обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 12 Закон № 99 лицензированию подлежит погрузочно-загрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 года № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», устанавливает лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату), который осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В силу п. 3.13 ст. 3 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57479-2017 (введен в действие 01.03.2018 года), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.05.2017 года № 455-ст под опасными грузами понимается вещество, материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям или признакам и вследствие присущих им свойств, и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.
В соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-загрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2417 к лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления лицензируемой деятельности средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии.
Пунктом 13.1.2 главы 13 приказа МЧС России от 26.12.2013 года № 837 «Об утверждении свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности» установлено, что склады нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями. Ручные извещатели пожарной сигнализации на территории склада предусматриваются в том числе, на сливоналивных эстакадах – у торцов эстакады и по ее длине не реже чем через 100 м, но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад).
Судом установлено, что в соответствии с п.п. 27 п. 1 ст. 12 Закона № 99 ОАО «РЖД» получена лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте серия ПРД № 7704139 от 28.08.2008 года, срок действия бессрочно, фактический адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности - территория Российской Федерации.
Кроме того, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 27.03.2019 года ОАО «РЖД» бессрочно выдана лицензия № ВХ-01-008550 (серия А В № 284500) на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, включая, в том числе, согласно Приложению к лицензии на использование и хранение, транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, III классов опасности.
В судебном заседании установлено, что при обследовании 29.03.2023 года производственной площадки и железнодорожных путей общего пользования, эксплуатируемых Базой топлива ст. Ростов-Главный установлено, что в нарушение подпункта «б» Постановления № 221, п. 3.2.1 гл. 3, п. 10.1 гл. 10, п. 10, п. 13.2.1 гл. 13 приказа МЧС № 837, п. 5, 6, абз. 2 п. 9 раздела II Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 529 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» на месте слива-налива, расположенном на железнодорожном пути общего пользования № 16 парка «Л» ст. Ростов Северо-Кавказской железной дороги, отсутствует железнодорожная сливоналивная эстакада, а также электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями, устанавливаемыми у торцов эстакады и по ее длине не реже, чем через 100 м, но не менее двух.
Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 8 Закона № 99-ФЗ, пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2417, п. 10.7 гл. 10 приказа МЧС № 837 на базе топлива ст. Ростов-Главный на фронте погрузки-выгрузки опасных грузов (железнодорожный путь № 16 парка «Л») с торцевых частей твердого покрытия отсутствуют бортики высотой не менее 0,2 м.
Судом достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что с 29.03.2023 года до настоящего времени ОАО «РЖД» выявленные нарушения не устранены и База топлива ст. Ростов-Главный осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте с нарушением лицензионных требований.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, а также вышеприведённые нормы действующего законодательства, доводы истца о том, что выявленные нарушения могут повлечь на собой наступление неблагоприятных последствий, в том числе связанных с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований законодательства в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: установить железнодорожную сливоналивную эстакаду на Базе топлива ст. Ростов-Главный; установить на сливоналивной эстакаде на Базе топлива ст. Ростов-Главный электрическую пожарную сигнализацию с ручными пожарными извещателями, устанавливаемыми у торцов эстакады и по ее длине не реже чем через 100 м., но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад); оборудовать площадку для сливной эстакады на фронте погрузки-выгрузки опасных грузов на Базе топлива ст. Ростов-Главный, бортиками высотой не менее 0,2 м. с торцевых частей твердого покрытия.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2023 года.
Судья