Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-242/2024 ~ М-24/2024 от 17.01.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...>. пгт. Курагино Красноярского края

Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Васильевой П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Красноярского края к Кононову Д.С. о взыскании денежной суммы социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с иском к Кононову Д.С. о взыскании денежной суммы социальной выплаты. Свои требования истец мотивирует тем, что Кононов Д.С., являясь работником ФГУП «Курагинское» (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН»), на основании поданного им заявления от 18 мая 2017г., включен в состав участников мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Красноярского края от 30 сентября 2013г. №506-п.

03 апреля 2018г. между министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Кононовым Д.С. и ФГУП «Курагинское» (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН») заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи, существенным условием которого сторонами согласовано обязательство молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.

Согласно п. 2.5.2 трехстороннего договора ответчик Кононов Д.С. обязался работать у работодателя по трудовому договору или осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не менее 5 лет со дня предоставления социальной выплаты.

Истец указывает о том, что во исполнение трехстороннего договора ответчиком получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на сумму 2 146 564, 80 руб. Указанная социальная выплата была перечислена ответчику в полном объеме, что подтверждается платежным поручением.

Согласно сведений, полученных от ФГУП «Курагинское» (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН»), истцу стало известно о том, что трудовой договор между Кононовым Д.С. ФГУП «Курагинское» расторгнут, ответчик уволен с работы, то есть условие заключенного трехстороннего договора ФИО1 не соблюдено.

В связи с отсутствием сведений о трудоустройстве ответчика Кононова Д.С., который последний обязался предоставлять министерству ежегодно, на основании п.8 порядка, министерством принято решение о применении к ответчику меры ответственности в виде возврата социальной выплаты, после чего в адрес ответчика направлено уведомление о возврате средств социальной выплаты, которое возвращено в адрес министерства, поскольку адресатом не получено.

Также истец указывает о том, что до настоящего времени ответчиком Кононовым Д.С. не предоставлены сведения о трудоустройстве или организации индивидуальной трудовой деятельности, равно как не возвращены средства социальной выплаты в бюджет края.

Истец просит взыскать с Кононова Д.С. в свою пользу денежную сумму социальной выплаты в размере 2 146 564, 80 руб..

В связи с изменениями, внесенными в ЕГРЮЛ 23 января 2024г. в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 17 октября 2023г. №771-р в отношении наименования истца, министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края переименовано на министерство сельского хозяйства Красноярского края.

Представитель истца министерства сельского хозяйства края <...> (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно (<...>) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, адресовала суду письменное заявление, в котором на удовлетворении иска настаивала, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик Кононов Д.С. в судебное заседание не явился. Ответчик о дате, времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом по всем известным суду адресам, в том числе, с учетом сведений, предоставленным отделением по вопросам миграции МО МВД России «Курагинский», а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Курагинского районного суда Красноярского края в сети Интернет. Извещение Кононову Д.С. направлялось заказной корреспонденцией, которую он не получил.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений содержащихся в абзаце 3 пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат; юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п.67). Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68).

Судебное извещение не получено ответчиком Кононовым Д.С. по обстоятельствам, зависящим исключительно от него.

При таких обстоятельствах, суд признает Кононова Д.С. надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.

Согласно ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

С учётом мнения истца, указанного в иске, на основании определения суда дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН» <...>. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, адресовала суду письменное заявление, в котором исковые требования министерства поддержала в полном объеме, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Руководствуюсь ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив требования иска, позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по текст – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 статьи 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого Федерального закона).

Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 федерального закона).

Исходя из положений статей 8 и 9 названного Федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

В соответствии со ст. 60 Закона Красноярского края от 21.02.2006 года N 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края» (ред. от 08.02.2018), государственная поддержка в области улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, осуществляется в форме предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Порядок и условия предоставления государственной поддержки, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, социальных выплат, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» утверждена подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» (Приложение N 11, Далее Подпрограмма), которая направлена на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения.

Одним из таких мероприятий является создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения в том числе путем предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

В соответствии с подпунктом 3.2. Подпрограммы право на получение социальной выплаты в рамках участия в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "в" подпункта 2.1 пункта 2 раздела 2 настоящей подпрограммы, имеют граждане, постоянно проживающие на сельских территориях, а также граждане, изъявившие желание постоянно проживать на сельских территориях:

право на получение социальной выплаты в рамках участия в мероприятии, указанном в подпункте "б" подпункта 2.1 пункта 2 раздела 2 настоящей подпрограммы, имеют молодые семьи и молодые специалисты:

- молодая семья - гражданин (ка) Российской Федерации, являющийся (аяся) членом молодой семьи, состоящий (ая) в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, воспитывающий (ая) одного или более детей, в том числе усыновленных, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, постоянно проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) (и члены его (ее) семьи) в сельской местности, в которой он (она) работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья). К членам молодой семьи относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети супругов, в том числе усыновленные;

- молодой специалист - гражданин (ка) Российской Федерации, одиноко проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) или состоящий (ая) в зарегистрированном браке, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий (ая) законченное высшее (среднее профессиональное) образование, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий (ая) в сельской местности, в которой работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодой специалист).

В соответствии с п. 41 постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 08.02.2019) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в случае предоставления молодой семье или молодому специалисту социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи или молодой специалист и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи или молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты.

В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двусторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования).

Существенными условиями договора, указанного в пункте 41 настоящего документа, являются:

а) обязательство члена молодой семьи или молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи или молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи или молодым специалистом обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта (п. 42 вышеназванного постановления).

Судом на основании письменных материалов дела установлено, что приказом ФГУП «Курагинское» от 19 декабря 2014г. №114 о приеме на работу, Кононов Д.С. принят во ФГУП «Курагинское» (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН») на должность <...>, с ним заключен трудовой договор от 19 декабря 2014г..

18 мая 2017г. Кононов Д.С. обратился с письменным заявление в отдел сельского хозяйства администрации Курагинского района, в котором просил включить его в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. №506-п, для улучшения жилищных условий путем строительства.

03 апреля 2018г. между министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края (после переименования министерством сельского хозяйства Красноярского края), именуемым в дальнейшем «Министерство», с одной стороны, ФГУП «Курагинское» (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН»), именуемое в дальнейшем «работодатель», со второй стороны, и гражданином Кононовым Д.С., именуемым в дальнейшем «участник подпрограммы» с третьей стороны, заключен трехсторонний договор по обеспечению жильем участника подпрограммы, с учетом предусмотренных на эти цели средств государственной поддержки в рамках мероприятия подпрограммы по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там (далее – социальная выплата).

Согласно договору, министерство обязалось предоставить участнику подпрограммы социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных подпрограммой (п.2.1.2), а участник подпрограммы обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня предоставления ему социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право участника подпрограммы на социальную выплату сохраняется, если участник подпрограммы в срок, не превышающий 6 месяцев с даты расторжения трудового договора, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (п.2.5.2 трехстороннегого договора); ежегодно, в срок не позднее 10 декабря текущего года предоставлять в министерство справку о работе по трудовому договору у работодателя в соответствии с условиями подпрограммы, выданную работодателю (п.2.5.3); произвести возврат средств в размере предоставленной социальной выплаты при нарушении обязательств, указанных в пунктах 2.5.1 и (или) 2.5.2 договора, а также при получении от министерства письменного уведомления об исключении из сводного списка (п.2.5.4 договора); использовать социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных подпрограммой и договором (п.2.5.5 договора).

03 апреля 2018г. Кононову Д.С. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 2146564, 80 руб., также указаны члены семьи: <...> (жена), <...> (сын жены), <...> (дочь).

На основании платежного поручения от 23 мая 2018г. министерством Кононову Д.С. перечислена 24 мая 2019г. социальная выплата в размере 2146564, 80 руб., соответственно свою обязанность, предусмотренную п. 2.1.2 Трехстороннего договора Министерство выполнило.

Согласно приказа ФГБУ ОС Курагинская (после реорганизации – ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН») от 19 июня 2019г. Кононов Д.С. уволен по собственному желанию19 июня 2019г..

Приказом Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 12 октября 2023г. -о в связи с нарушением Кононовым Д.С. условий предоставления ему социальной выплаты на строительство жилья, к последнему применена мера ответственности в виде возврата полученной в 2018 году социальной выплаты в размере 2146564, 80 руб..

13 октября 2023г. в адрес Кононова Д.С. министерством направлено требование о возврате в течение 10 дней с даты получения настоящего требования в доход бюджета неправомерно полученных сумм социальных выплат в размере 2146564, 80 руб., однако ответчиком содержащиеся в нем требования не исполнены.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком Кононовым Д.С. не выполнены условия вышеуказанного договора, он досрочно до истечения пятилетнего срока прекратил трудовые отношения, сведений о трудоустройстве или организации индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе и социальной сфере в качестве основного места работы, не предоставил, добровольно выплаченную сумму социальной выплаты в вышеназванном размере Кононов Д.С. также не возвратил, суд приходит к выводу об удовлетворении требований министерства сельского хозяйства Красноярского края, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма социальной выплаты в размере 2146564, 80 руб..

По правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 50, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного.

С учетом изложенного, в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 18932, 82 руб., исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (из расчета: 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей), от уплаты которой истец был освобожден.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования министерства сельского хозяйства Красноярского края к Кононову Д.С. о взыскании денежной суммы социальной выплаты, - удовлетворить.

Взыскать с Кононова Д.С. (паспорт , выдан <...>, код подразделения <...>) в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края (ОГРН ) денежную сумму социальной выплаты в размере 2146564 (два миллиона сто сорок шесть тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля 80 коп..

Взыскать с Кононова Д.С. (паспорт , выдан <...>, код подразделения <...>) в доход бюджета муниципального образования Курагинский район государственную пошлину в размере 18932, 82 руб..

Разъяснить Кононову Д.С. его право в семидневный срок, со дня получения копии заочного решения, обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий П.В. Васильева

<...>

<...>

2-242/2024 ~ М-24/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края
Ответчики
Кононов Дмитрий Сергеевич
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Васильева Полина Валерьевна
Дело на сайте суда
kuragino--krk.sudrf.ru
17.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.03.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее