Дело № 2-1482/2021
УИД 73RS0004-01-2021-004743-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2021 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Курчангиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области к Кузьмину Виктору Евгеньевичу о прекращении права собственности и разрешения уничтожения оружия,
У С Т А Н О В И Л:
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Росгвардии по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к Кузьмину В.Е. о прекращении права собственности и разрешения уничтожения оружия.
Требования мотивированы тем, что Кузьмин В.Е. является владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия №.
Ответчиком в МОБ Заволжского РУВД по городу Ульяновску была получена лицензия на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия № сроком действия до 17.10.2009.
17.04.2009 Кузьминым В.Е. приобрел огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие № и ему было выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия № с сроком действия до 17.04.2014.
29 января и 4 июля 2013 года ответчик был привлечен к административной ответственности за совершенные административные правонарушения предусмотренное частью 1 статьи 20.21 КоАП РФ, то есть совершил в течении года два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления, что послужило основанием для аннулирования разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.
29.10.2013 старшим инспектором ОЛРР ОП № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску капитаном полиции ФИО5 было подготовлено заключение об аннулировании лицензии (разрешения) на право приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия ограниченного поражения (хранения и ношения) охотничьего гладкоствольного оружия в связи с совершением административным ответчиком в течение года двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и порядок управления.
24.11.2013 оружие № (протокол изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 24.11.2013, корешок квитанции № на принятое оружие и боеприпасы).
Согласно справке от 16.12.2020, выданной старшим инспектором ОКЗОО ЦЛРР Управления Росгвардии по Ульяновской области, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие №, принадлежащее Кузьмину В.Е. в настоящее время находится на хранении в комнате хранения оружия 1 роты (по обслуживанию Ленинского района) батальона полиции (отдельного) УВО по городу Ульяновску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». При этом бремя содержания оружия со дня его изъятия с начало легло на УМВД России по городу Ульяновску, а затем на подчиненную организацию Управления Росгвардии по Ульяновской области.
Актом № технического состояния вооружения от 03.11.2020 определено, что техническое состояние оружия марки № неудовлетворительное, нарушено ЛКП, имеется коррозия основных частей, соответствует категории 3.
До настоящего времени Кузьминым В.Е. не предпринималось каких-либо действий, направленных на возврат указанного оружия.
В адрес ответчика заказными письмами направлялись предписания от 16.05.2017 № и от 18.03.2020 №, с предложением, в срок до 18.06.2017 и до 30.04.2020 соответственно надлежащим образом распорядиться оружием № (оформить разрешение, продать, подарить), либо дать согласие на уничтожение. Предписания оставлены административным ответчиком без внимания. При этом Кузьминым В.Е. ни каких действий до настоящего времени совершено не было по легализации права собственности на вышеуказанное оружие, несмотря на то, что с момента аннулирования разрешения прошло более года, в рассматриваемом случае более 7 лет. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Истец просит прекратить право собственности Кузьмина Виктора Евгеньевича на огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие №. Разрешить уничтожение оружия № в соответствии с порядком установленным пунктом 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814.
Представитель истца Управления Росгвардии по Ульяновской области Никитин Р.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Кузьмин В.Е. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в соответствии со ст.167 ГК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Кузьмин В.Е. является владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия №.
Ответчиком в МОБ Заволжского РУВД по городу Ульяновску была получена лицензия на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия серии № сроком действия до 17.10.2009.
17.04.2009 Кузьмин В.Е. приобрел огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие № и ему было выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия серии № с сроком действия до 17.04.2014.
29 января и 4 июля 2013 года ответчик был привлечен к административной ответственности за совершенные административные правонарушения предусмотренное частью 1 статьи 20.21 КоАП РФ, то есть совершил в течении года два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления, что послужило основанием для аннулирования разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.
29.10.2013 старшим инспектором ОЛРР ОП № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску капитаном полиции ФИО5 было подготовлено заключение об аннулировании лицензии (разрешения) на право приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия ограниченного поражения (хранения и ношения) охотничьего гладкоствольного оружия в связи с совершением административным ответчиком в течение года двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и порядок управления.
24.11.2013 оружие с патронами к нему № (протокол изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 24.11.2013, корешок квитанции № на принятое оружие и боеприпасы).
Согласно справке от 16.12.2020, выданной старшим инспектором ОКЗОО ЦЛРР Управления Росгвардии по Ульяновской области, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие №, принадлежащее Кузьмину В.Е. в настоящее время находится на хранении в комнате хранения оружия 1 роты (по обслуживанию Ленинского района) батальона полиции (отдельного) УВО по городу Ульяновску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». При этом бремя содержания оружия со дня его изъятия с начало легло на УМВД России по городу Ульяновску, а затем на подчиненную организацию Управления Росгвардии по Ульяновской области.
Актом № технического состояния вооружения от 03.11.2020 определено, что техническое состояние оружия № неудовлетворительное, нарушено ЛКП, имеется коррозия основных частей, соответствует категории 3.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», изъятое оружие находится на хранении в комнате хранения оружия отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску.
Ссылаясь на то, что ответчиком в течение более семи лет каких-либо действий, направленных на реализацию своих прав как собственника оружия, не предпринимаются, Управление Росгвардии по Ульяновской области обратилось в суд с вышеуказанным иском.
В силу статьи 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (п.п.2 п.2 ст.238 ГК РФ).
В силу ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Согласно п.2 ст.129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу ст.129 ГК РФ и Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ст.6,13) ограничены в гражданском обороте, т.е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно п.п.2 п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами 15,16 пункта 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) согласно Положению о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (с изменениями и дополнениями) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Управление Росгвардии по Ульяновской области является территориальным органом Росгвардии, осуществляющим контрольные функции за оборотом оружия на территории Ульяновской области.
Полномочия войск национальной гвардии в части осуществления приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ определенные пунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в соответствии со статьей 35 данного Закона вступают в силу с 1 января 2018 года. До 31 декабря 2017 года изъятые оружие, боеприпасы, патроны к оружию, хранятся в органах внутренних дел.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ (далее - Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 ФЗ «Об оружии»).
Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.
Подпунктом "а" пункта 14 указанных выше Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2003 №311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства" и Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ №432 от 05.06.2008, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче в Федеральное агентство по управлению городским имуществом для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожению, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организации в порядке, установленном законодательствам РФ.
По мнению суда, осуществляя контрольные функции за оборотом оружия, в целях пресечения нахождения оружия в собственности лица, не имеющего разрешение на его хранение, Управление Росгвардии по Ульяновской области вправе требовать применения к ответчику санкцию в виде прекращения права собственности на оружие, изъятое у ответчика, для последующего его уничтожения.
До настоящего времени действий со стороны Кузьмина В.Е., направленных на возврат указанного оружия, не предпринималось. 16.05.2017 и 18.03.2020 в его адрес направлялись предписания в установленный срок распорядиться оружием либо дать согласие на его уничтожение. Однако предписания остались без удовлетворения.
Поскольку в связи с отсутствием разрешения на его хранение и ношение указанное в административном иске оружие в силу закона не может принадлежать ответчику, суд приходит к выводу, что оно подлежит последующему уничтожению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
При таком положении иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2009 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 83 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 1998 ░. № 814.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.05.2021