Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5847/2023 ~ М-4948/2023 от 17.10.2023

        КОПИЯ

Дело

УИД 39RS001-01-2023-006021-35

Строка стат. отчета 2. 129

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года         г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи     Мануковской М.В.,

при секретаре Ачковской П.А.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Николаевой ФИО5 о понуждении предоставить доступ в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском к ответчику, указав в обоснование своих требований, что на основании обращения о возможных фактах нарушения жилищного законодательства, поступившего в адрес Министерства 16.08.2023 истец в рамках своей компетенции 29.08.2023 направил информационное письмо № ЖК-1203/пр в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес> необходимости предоставить 19.09.2023 с 12 часов до 13 часов 00 минут доступ в данное жилое помещение. Указанное письмо было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации. Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства прибыло в указанный день, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, в связи с чем, провести осмотр жилого помещения для проверки доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки не представилось возможным, о чем был составлен соответствующий акт. Ссылаясь на положения ст.ст. 17, 20, 25, 26, 29, 30 ЖК РФ и указывая, что самовольно произведенное переустройство может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в помещение сотрудникам Министерства, ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующего органа, истец просил суд обязать ответчика предоставить доступ в помещение по адресу: <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.

В судебное заседание представитель истца не прибыл, извещен надлежаще, при подаче искового заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.

Ответчик Николаева М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежаще по известному адресу регистрации.

Представитель ответчика по доверенности Николаев Я.Ю. требования не признал, указал, что отсутствуют основания для предоставления доступа в помещение, это нарушит требование Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища и личной жизни. Кроме того, полагает, что инициатор обращения в Минрегион злоупотребляет правом и использует административные институты в личных целях получения информации об уровне благосостояния жилых помещений для последующих противоправных действий. Одновременно с этим, просил учесть, что в рамках гражданского дела № 2-1511/2023 наложены обеспечительные меры, согласно которым доступ в помещение запрещен, в связи с чем, решение суда будет носить неисполнимый характер.

Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, а также то обстоятельство, что ответчик извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, при этом каких-либо доказательств в подтверждение уважительности причин неявки, письменных объяснений по делу суду не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при состоявшейся явке.

Заслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 20 ЖК предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 20 ЖК РФ).

В силу ч.8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ).

В соответствии с п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года №484, Министерство обладает следующими полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе: осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьями 25, 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 29 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного статьей 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки являются самовольными (незаконными).

В соответствии с п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.

Как установлено судом, помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Николаевой ФИО5, что подтверждается записью

В адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение от 16.08.2023 на предмет проверки законности действий собственника вышеуказанного помещения в части перепланировки и переустройства жилого помещения и использование его под коммерческие цели.

29.08.2023 в связи с указанным, истцом в рамках своей компетенции в адрес ответчика было направлено уведомление о предоставлении доступа в указанное нежилое помещение в целях проведения обследования на предмет самовольной перепланировки 19.09.2023 с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут для проверки обоснованности доводов обращения.

Информация с указанием даты и времени проведения проверки была направлена заказным письмом с уведомлением по адресу: <адрес>. Указанное письмо было получено адресатом 02.09.2023.

19.09.2023 в установленное время должностному лицу Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в помещение предоставлен не был, в связи с чем провести осмотр на предмет проведения переустройства и перепланировки нежилого помещения не представилось возможным, о чем был составлен акт от 19.09.2023 № ЖК-1203/пр и протокол осмотра от 19.09.2023.

Установив указанные обстоятельства, и принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что истец был вправе требовать доступ в заранее согласованное с собственником время в спорное нежилое помещение для проведения обследования для выявления нарушений требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переустройства помещения, ввиду чего приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

    Доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном субъективном восприятии ответчика, так согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Самовольно произведенное переустройство и перепланировка может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном МКД, в связи с чем, обеспечение доступа к помещению с целью проведения обследования не может нарушать прав ответчика. Доказательств отсутствия в помещении ответчика перепланировки (переустройства) либо разрешающие документы суду не представлены. Ссылка ответчика на невозможность обеспечить доступ в помещение ввиду наличия объективных причин, в частности действия обеспечительных мер наложенных в рамках гражданского дела № 2-1511/2023 несостоятельна, поскольку определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20.04.2023 приняты обеспечительные меры в виде запрета Николаевой М.В. и Николаеву Я.Ю., а также любым уполномоченным им лицам эксплуатации конструкций торговых павильонов, таким образом, обеспечительные меры не препятствуют доступу в спорное жилое помещение, более того применены в отношении иных объектов некапитального строительства, не связанного с предметом заявленного требования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - удовлетворить.

Обязать Николаеву ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2023 года.

Судья М.В. Мануковская

2-5847/2023 ~ М-4948/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Николаева Мария Валерьевна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Мануковская М.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2023Предварительное судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее