Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-557/2022 от 30.03.2022

Дело №12-557/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Якутск                                                                                                             13 мая 2022 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанова А.В. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Роспироднадзора по РС(Я) Спиридонова А.А. №05-066/2022 от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанова Алексея Витальевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Роспироднадзора по РС(Я) Спиридонова А.А. №05-066/2022 от 21 марта 2022 года начальник отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанов А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Степанов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, постановление подлежит отмене.

В судебном заседании представитель Степанова А.В. Неустроева В.А. доводы жалобы поддержала, пояснила, что в действиях привлекаемого к ответственности юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, просила постановление отменить.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по РС(Я) по доверенности Попов С.В. с жалобой не согласился, просил оставить постановление без изменения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии сост. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по РС(Я) проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Сахатранснефтегаз» (далее АО «СТНГ»), по итогам которой составлен акт проверки от 21.02.2022 №01-эко.

В ходе плановой выездной проверки с 01.02.2022 по 02.02.2022 по представленным документам установлено, что АО «Сахатранснефтегаз» представило в Управление Росприроднадзора по РС(Я) искаженные и недостоверные данные, указанные в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам: Объект НВОС 98-0114-0001349-П за 2020 год; объект НВОС 98-0114-000930-П за 2019-2021 гг.

15.03.2022 в отношении Степанова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.

21.03.2022 по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.

Как установлено судом в ходе судебного заседания, по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения от 27.01.2022 в период с 01.02.2022 по 21.02.2022 Управлением Росприроднадзора по РС(Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен акт проверки от 21.02.2022 №01-эко, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в отношении Степанова А.В. составлены 6 протоколов об административных правонарушениях и вынесены 6 постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.21, ст. ч.1 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ.

Таким образом, установлено, что в ходе осуществления государственного контроля (надзора), выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, а также двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.4 КоАП РФ, дополнена ч. 1 указанной статьи, а также введены ч.ч. 5 и 6.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Таким образом, Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями, вступившими в силу 26 марта 2022 года, содержит положения, улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

По смыслу положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Вопреки требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении, а также в оспариваемом постановлении не указана часть статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за вмененное административное правонарушение.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Учитывая изложенное, постановление от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова А.В. подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении административному органу следует учесть положения ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Роспироднадзора по РС(Я) Спиридонова А.А. №05-066/2022 от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Степанова Алексея Витальевича – начальника отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья                                В.П. Цыкунова

12-557/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Степанов Алексей Витальевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Цыкунова Валентина Прокопьевна
Статьи

ст.8.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
31.03.2022Материалы переданы в производство судье
31.03.2022Истребованы материалы
19.04.2022Поступили истребованные материалы
20.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее