Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-376/2023 (3а-2663/2022;) ~ М-2105/2022 от 09.12.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Пижамовой О.И.

представителя административного истца адвоката Котельникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-376/2023 по административному исковому заявлению Орловой Галины Константиновны о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Орлова Г.К. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом 27749 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 27760 - нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами , , не подпадающие под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по сведениям технических паспортов в нежилых помещениях отсутствуют офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания. Помещения расположены в здании многоквартирного жилого дома. Обследование помещений производилось 4 апреля 2019 года, при этом установлено, что в помещении с кадастровым номером расположено помещение для размещения шкафов, склад, в помещении с кадастровым номером - торговый объект площадью 24,4 кв.м.. Полагает, что данный вывод сделан лишь на основании наличия кормов для животных на стеллажах. Однако, продажа кормов не осуществляется, помещение не освещается и фактически не используется. Включение помещений в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение ее прав.

Представитель административного истца по доверенности Котельников А.В. поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором сослалось на то, что поскольку объекты недвижимости, расположенные на первом и цокольном этажах многоквартирных жилых домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, министерство включило их в Перечень исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером подтверждает законность включения объекта в Перечень, проверить фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером не удалось в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра.

Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Самарской области просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Привлеченная в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Самары не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в данный Перечень под пунктом 27749, нежилое помещение с кадастровым номером – под пунктом 27760.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2)нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Орловой Г.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 84,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, и нежилое помещение с кадастровым номером площадью 130,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данные нежилые помещения имеют назначение и наименование– нежилые помещения.

По сведениям технического паспорта по состоянию на 13 мая 1987 года в помещении с кадастровым номером площадью 84,6 кв. м. расположены спец. помещения.

В нежилом помещении площадью 130,7 кв. м (кадастровый номер ) расположены помещения, бытовая, кабинет, туалет, умывальная, коридор, санузел ( технический паспорт по состоянию на 9 марта 2006 года).

При этом, термин «кабинет» не тождественен термину «офис», остальные помещения в объектах недвижимости не подразумевают их предназначение в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Указанные помещения расположены в здании многоквартирного дома с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем разрешенное использование: для жилого дома со встроенным помещением магазина, который не подразумевает размещение на нём объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Актами обследования нежилых помещений, выполненными ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» 4 апреля 2019 года, установлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером расположено помещение для размещения шкафов площадью 35,9 кв. м, склад площадью 11,2 кв. м., в остальные помещения доступ не предоставлен.

В акте осмотра нежилого помещения с кадастровым номером указано, что в нем располагается торговый объект площадью 24,4 кв. м, тамбур площадью 1,5 кв. м, в остальные помещения доступ не предоставлен.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель Садыков Д.И. пояснил, что он принимал участие в осмотре вышеуказанном помещений, подписал акт, составленный по результатам осмотра. Вывод о том, что в нежилом помещении с кадастровым номером располагается торговый объект сделан на основании того, что на стеллажах располагался корм для кошек. Ценников на товары, кассового аппарата для расчетов с покупателями не видел, помещение было захламлено, покупателей в помещении не было.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственной регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 года № 381 торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Принимая во внимание представленные акты осмотра с приложенными фотографиями, показания свидетеля, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером не отвечает критериям торгового объекта, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 вышеприведенного Федерального закона, поскольку в нем отсутствует признаки демонстрации товаров с выкладкой их стоимости, аппаратов для расчетов с покупателями.

Согласно письма АО «Самарская сетевая компания» от 6.08.2019 года договор об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не заключался.

Нахождение в помещении с кадастровым номером офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания не установлено.

Не предоставление доступа в часть помещений не означает, что эти помещения могли быть использованы в качестве офисных или торговых помещений, объектов бытового обслуживания или общественного питания.

В связи с изложенным включение нежилых помещений с кадастровыми номерами и не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, поэтому требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2020 год в части включения в него нежилых помещений с кадастровыми номерами , подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Орловой Галины Константиновны удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 № 2201 в части включения в него под пунктом 27749 нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом 27760 нежилого помещения с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2023 года.

3а-376/2023 (3а-2663/2022;) ~ М-2105/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Г.К.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Селина А.К.
Администрация г.о. Самара
МИ ФНС России №18 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.12.2022Регистрация административного искового заявления
14.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее