ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года город Новосибирск
дело № 2-3646/2022
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Сирицану А.К.,
при помощнике Белоцерковской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3646/2022 по исковому заявлению Бомбенко Алексея Сергеевича к Администрации Октябрьского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска о понуждении включить в список,
установил:
Бомбенко Алексей Сергеевич обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска о понуждении включить в список.
В обоснование иска (с учетом уточнения, л.д.234) указал, что Бомбенко Алексей Сергеевич /дата/ года рождения ранее обладал статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статус сироты подтверждается свидетельством о рождении Истца от 15.04.1998 года I-ET №, справкой о рождении Истца форма № от 26.01.2022 года № №, решением Федерального районного суда общей юрисдикции Октябрьского района г. Новосибирска от 31.03.2005 года по гражданскому делу по гражданскому делу № о лишении матери Истца Бомбенко Натальи Геннадьевны родительских прав, распоряжением Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 18.04.2005 года № «Об определении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетнего Бомбенко Алексея Сергеевича, /дата/ года рождения» и паспортом гражданина РФ 5018 807075, выданным ГУ МВД России по Новосибирской области в 2018 году на имя Истца.
Согласно приказу Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 02.02.2022 года № «Об отказе Бомбенко А. С. во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - Список) в связи с недоказанностью факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
В соответствии с выпиской из ЕГРН общая площадь жилого помещения составляет 43,8 кв.м. Истцу принадлежит 1/6 доля в праве собственности на данное жилое помещение. Таким образом, на праве собственности принадлежит жилое помещение, меньшее, чем учетная норма, установленная для территории г. Новосибирска, а именно 7,3 кв.м. В связи с этим невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении определяется исходя из нехватки площади жилого помещения, принадлежащего. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Истец не является и не являлся правообладателем жилых помещений более учетной нормы площади на праве собственности или социального найма, в связи с чем, учитывая положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, на момент достижения возраста 18 лет, а также до достижения возраста 23 лет Истец обладал правом на обеспечение жилым помещением по статусу сироты, но не реализовал его, не включившись в соответствующий список сирот на получение жилья.
Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст. 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - ст. 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18) на основе конституционного равноправия (ст.19, ч. 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 21, ч. 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (ст. 40, ч. 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, ч. 2 и 3).
В соответствии со статьями 51, 57 ЖК РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на получение благоустроенного жилого помещения по достижении 18-летнего возраста. Получение жилого помещения сиротами в ином возрасте связано в законодательстве с подачей соответствующего заявления, которое Истец не подавал.
Согласно изменениям в Федеральный закон № 159-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2013 года (Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельств.
В частности, п. 3.1 определяет, что с 01.01.2013 г. одновременно начинают действовать новые нормы как ЖК РФ, так и Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 08.10.2012 года № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций», направленному в органы исполнительной власти субъектов РФ в области образования, осуществляющие непосредственное приобретение и предоставление жилых помещений детям-сиротам, и органы местного самоуправления, определяется порядок реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение.
Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 01.01.2013 г., указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в, зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет».
В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ определен порядок предоставления жилых помещений сиротам. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».
Таким образом, полагаем, что отказ Ответчика во включении Истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих беспечению жилыми помещениями является необоснованным и незаконным, нарушает права и законные интересы Истца на жилищное обеспечение по статусу сироты.
Просит суд с учетом уточнения (л.д.234):
установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>;
признать отказ администрация Октябрьского района города Новосибирска включить Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда, выраженный в приказе Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 02.02.2022 года № «Об отказе Бомбенко А. С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», незаконным и нарушающим права и законные интересы Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения;
обязать мэрию города Новосибирска и администрацию Октябрьского района города Новосибирска включить Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Новосибирской области на территории города Новосибирска.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены.
В отзыве на иск (т.1, л.д.48-49) представитель ответчика мэрии города Новосибирска указал, что Приложение N 2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 12.08.2013 N 354-п регламентирует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - жилое помещение), признается невозможным на основании заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - заявление), форма которого устанавливается министерством труда и социального развития Новосибирской области, при наличии следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом для установления данных обстоятельств, необходимо предоставление необходимых документов, указанных в Приложении № 2.
Из предоставленных Истцом документов, приложенных к иску, не предоставляется возможным подтвердить факт невозможности проживания гражданина в ранее занимаемом жилом помещении, который устанавливается до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем мэрия города Новосибирска полагает, что для удовлетворения заявленных требований в этой части истцу необходимо предоставить дополнительные доказательства.
В случае установления судом правовых оснований для предоставления истцу, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, мэрия города Новосибирска не оспаривает их наличие.
Вместе с тем необходимо обратить внимание, на то, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 52 статьи 1 Закона Новосибирской облаете от 10.12.2013 № 411-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мэрия города Новосибирска наделена полномочиями на обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе:
предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе осуществление строительства жилых помещений для предоставления гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ.
Реализация отдельных государственных полномочий осуществляется исключительно из средств федерального и областного бюджетов. Вследствие данного обстоятельства фактическая реализация полномочия в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ограничена объемами реального финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-03, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Размеры субвенций из областного бюджета и количественные показатели жилых помещений, которые необходимо приобрести и передать детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, определяются ежегодно заключаемыми соглашениями между мэрией города Новосибирска и министерством труда и социального развития Новосибирской области, в соответствии со ст.1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года №311-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением строительства жилых помещений для предоставления указанной категории граждан, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
Пунктом 46 Постановления Правительства Новосибирской области от 01.08.2017 года № 296-п «Об утверждении положения о министерстве труда, и социального развития Новосибирской области» установлено, что министерство труда и социальной политики мэрии города Новосибирской области обладает полномочиями по обеспечению в полном объеме передачи органам местного самоуправления финансовых средств из областного бюджета Новосибирской области, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
В Соглашении №78 от 02.02.2022 года, заключенном между министерством труда и социального развития Новосибирской области и мэрией города Новосибирска, также определена обязанность предоставления министерством труда и социального развития Новосибирской области субвенции в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст.5 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-03 уполномоченный орган обязан обеспечивать в полном объеме передачу финансовых средств из областного бюджета Новосибирской области, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, за исключением осуществления отдельного государственного полномочия по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в части осуществления строительства жилых помещений.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 года №455-п «Об утверждении Положения о министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области» министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области организует исполнение областного бюджета, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на осуществление возложенных на министерство полномочий.
Кроме того, согласно пп.2 п.8 Положения министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области составляет проект областного бюджета Новосибирской области и представляет его с необходимыми документами и материалами в Правительство Новосибирской области для внесения в законодательный орган Новосибирской области.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств определяется как, в том числе, государственный орган, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Следовательно, исковые требования заявителя должны быть направлены в первую очередь к уполномоченному органу, обладающим правом инициативы по выделению субвенций на указанные цели, а также обладающим полномочиями на распределение и выделение бюджетных ассигнований, направляемых в установленном порядке в муниципальные органы для приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Мэрия города Новосибирска данными полномочиями не обладает, является лишь техническим исполнителем.
Таким образом, мэрия города Новосибирска не снимает с себя обязанность по исполнению делегированных государственных полномочий по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения, лиц, из их числа, жилыми помещениями. Однако, возложение судом обязанности по обеспечению указанной категории лит жилыми помещениями только на мэрию города Новосибирска лишит судебное решение обязательного свойства - исполнимости в разумные сроки.
Мэрия города Новосибирска уполномочена осуществлять закупки жилых помещений на предоставленные средства субвенций областного бюджета и передавать жилые помещения непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договору специализированного найма и никогда не уклонялась от выполнения этой функции. Мэрия осуществляет только технические процедуры исполнения полномочий, переданных правительством Новосибирской области. Мэрия города Новосибирска не является областным исполнительным органом, а является муниципальным органом местного самоуправления.
Как орган местного самоуправления, мэрия города Новосибирска достоверно регулярно и своевременно информирует министерство труда и социального развития Новосибирской области о реальном числе граждан указанной категории, нуждающихся в получении жилья, однако она не наделена полномочиями по планированию, финансированию и регулированию бюджетных процессов по обеспечению данных граждан жилыми помещениями,
О добросовестном исполнении мэрией города Новосибирска переданных полномочий в рамках предоставленных субвенций свидетельствуют результаты деятельности органа за 2021 год, а именно выделенные денежные субвенции были реализованы в полном объеме.
При таком положении, ответчик - мэрия города Новосибирска усматривает обоснованным требование о возложении обязанности на министерство финансов и налоговой политике Новосибирской области выделить денежные средства из бюджета Новосибирской области и обеспечить их передачу в бюджет муниципального образования город Новосибирск для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В случае удовлетворения исковых требований истца в отношении мэрии г. Новосибирска, просит учесть, что в собственности Истца имеется доля в размере 7,3 м2 в жилом помещении по адресу: г. Новосибирск, пер. 4-й Камышенский, д.3, а именно из установленных 30 м2 вычесть данную долю при предоставлении жилого помещения, а именно предоставить жилое помещение в размере не менее 22,7 м2.
На основании изложенного, в случае установления судом нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения на территории города Новосибирска, учитывая установленный правовой механизм предоставления детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, благоустроенных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Просил суд:
исковые требования Бомбенко А.С. /дата/ г.р. удовлетворить;
обязать министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области выделить денежные средства из бюджета Новосибирской области, согласно заявке для расчета нормативов для определения общего объема предоставляемых субвенций из областного бюджета Новосибирской области, обеспечить их передачу в бюджет муниципального образования город Новосибирск для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения;
обязать мэрию города Новосибирска предоставить Бомбенко А.С. после поступления денежных средств из бюджета Новосибирской области, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 22,7 кв.м.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, показания свидетеля, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Бомбенко А. С. /дата/ года рождения ранее обладал статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статус сироты подтверждается свидетельством о рождении Истца от 15.04.1998 года I-ET №, справкой о рождении Истца форма № от 26.01.2022 года № № (мать – Бомбенко Н.Г., отец – Бомбенко С.А,, данные об отце внесены по заявлению матери), решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 31.03.2005 года по гражданскому делу по гражданскому делу № 2-199/2005 о лишении матери истца Бомбенко Натальи Геннадьевны родительских прав, распоряжением Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 18.04.2005 года № «Об определении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетнего Бомбенко Алексея Сергеевича, /дата/ года рождения» (т.1, л.д.10-14, 18-20)
Согласно приказу главы Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 02.02.2022 года № «Об отказе Бомбенко А. С. во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
в связи тем, что согласно справкам: ФГУП «Ростехинвентаризация» Новосибирский филиал от 11.12.2006 № он является долевым собственником (1/6 доля) жилого дома по адресу: <адрес>; МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» от 27.01.2022 № использовал право приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> (договор № зарегистрирован 22.09.1998 г.), не представил документы, подтверждающие факт невозможности проживания гражданина в ранее занимаемом жилом помещении, который устанавливается до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от /дата/ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (т.1, л.д.43-44).
Как следует из позиции истца, в соответствии с выпиской из ЕГРН общая площадь жилого помещения составляет 43,8 кв.м. Истцу принадлежит 1/6 доля в праве собственности на данное жилое помещение. Таким образом, на праве собственности принадлежит жилое помещение, меньшее, чем учетная норма, установленная для территории г. Новосибирска, а именно 7,3 кв.м. В связи с этим невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении определяется исходя из нехватки площади жилого помещения, принадлежащего. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Истец не является и не являлся правообладателем жилых помещений более учетной нормы площади на праве собственности или социального найма, в связи с чем, учитывая положения ст. 8 Федерального закона от /дата/ № 159-ФЗ, на момент достижения возраста 18 лет, а также до достижения возраста 23 лет Истец обладал правом на обеспечение жилым помещением по статусу сироты, но не реализовал его, не включившись в соответствующий список сирот на получение жилья.
Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Полагает, что отказ Ответчика во включении Истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих беспечению жилыми помещениями является необоснованным и незаконным, нарушает права и законные интересы Истца на жилищное обеспечение по статусу сироты.
Невозможность разрешения спорной ситуации в ином порядке явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующих норм права.
Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулировано Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 1 ст. 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3.1 данной статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 9 данной статьи право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 39 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 29.06.2015 № утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с указанным регламентом администрация Октябрьского района г. Новосибирска является органном местного самоуправления, уполномоченным на включение гражданина в в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Также такое полномочие администрации Октябрьского района г. Новосибирска отрадено в постановлением мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 № 4395 «Об осуществлении от имени мэрии города Новосибирска отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска», пункте 4.6 Положения об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 № 207 «О территориальных органах мэрии города Новосибирска».
Приложение N 2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 12.08.2013 N 354-п регламентирует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - жилое помещение), признается невозможным на основании заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - заявление), форма которого устанавливается министерством труда и социального развития Новосибирской области, при наличии следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом для установления данных обстоятельств, необходимо предоставление необходимых документов, указанных в Приложении № 2.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Материалами дела подтверждено, что указанное в приказе от 02.02.2022 г. жилое помещение по адресу: <адрес> согласно выписке из ЕГРН в собственности истца не находится. Согласно материалам регистрационного дела было отчуждено его законным представителем по сделке купли-продажи 23.10.1998 г. (т.1, л.д.40-41, 181-183).
В соответствии с выпиской из ЕГРН общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 43,8 кв.м. Истцу принадлежит 1/6 доля в праве собственности на данное жилое помещение, то есть на долю истца приходится жилое помещение, меньшее, чем учетная норма, установленная для территории <адрес>, а именно 7,3 кв.м.
При этом согласно представленной Администрацией Октябрьского района г. Новосибирска справке о выезде от 26.12.2022г. специалистом отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского района 08.12.2022, 16.12.2022 года был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, с целью проведения обследования жилищно-бытовых условий в отношении Бомбенко Алексея Сергеевича, /дата/ года рождения. Провести обследование 08,12.2022 не представилось возможным, так как по данному адресу двери никто не открыл, оставлена повестка. По повестке не перезвонил. Визуально деревянный жилой дом находится в ветхом состоянии, непригодном для проживания, двор завален снегом. 16.12.2022г. года был осуществлен очередной выезд по вышеуказанному адресу, из окна дома выглянула мать Бомбенко Алексея Сергеевича- Бомбенко Наталья Геннадьевна, которая лишена родительских прав в отношении него, в грубой форме пояснила что, ничего слышать не хочет, в дом никого пускать не будет и попросила всех уйти. 21.12.2022г. года Бомбенко Алексей Сергеевич предоставил фотографии, в отдел опеки и попечительства, жилого помещения по адресу: <адрес>, исходя из которых, можно увидеть, что данное жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии: в доме печное отопление, штукатурка на стенах в трещинах, потолок местами обрушен, в доме беспорядок и грязь (т.2, л.д.3).
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенной в ходе судебного разбирательства свидетеля Марковой Л.Г. (тети истца со стороны матери), которая показала, что примерно в 7 лет истца забрали в детский дом. Свидетель и ее родители хотели взять опекунство в отношении Бомбенко Алексея Сергеевича, но в силу возраста родителей не одобрили опекунство и опекунство со свидетелем не одобрили в силу ряда причин. Потом Бомбенко Алексея Сергеевича взяли в приемную семью. В жилом доме по адресу: <адрес> проживает мать истца. Она проживает с нерусским гражданином с 2005-2008 года. По адресу: <адрес> состояние дома: пола нет, нет потолков, нет обоев, печь не работает, отопление на обогревателях, одна стена сделана из обломков кирпичей. Данное помещение находится в ветхом состоянии и дом не пригоден для проживания. В дом проникает ветер с улицы, тепло дом не держит. Электроэнергия есть. Вода есть, но только холодная. Фактически сейчас проживает Бомбенко Алексей Сергеевич в приемной семье.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они не противоречат материалам дела и согласуются с другими доказательствами, свидетель предупреждена об уголовной ответственности.
По результатам оценки представленных стороной истца доказательств суд приходит к выводу о том, что имеющимися доказательствами подтверждается отсутствие у истца вещного права на жилое помещение, пригодное для проживания.
С учетом приведенных норм права и установленных судом обстоятельства, отсутствия сведений об обеспечении истца в установленном поярке жилым помещением, суд приходит к выводу о наличии оснований для:
установления факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>;
признания отказа администрации Октябрьского района города Новосибирска во включении Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, выраженный в приказе главы Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 02.02.2022 года № «Об отказе Бомбенко А. С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», незаконным;
понуждении администрацию Октябрьского района города Новосибирска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (срок в порядке ст. 206 ГПК РФ как достаточный) включить Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявленные требования Бомбенко Алексея Сергеевича удовлетворить.
Установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Признать отказ администрации Октябрьского района города Новосибирска во включении Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, выраженный в приказе главы Администрации Октябрьского района города Новосибирска от 02.02.2022 года № «Об отказе Бомбенко А. С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», незаконным.
Обязать администрацию Октябрьского района города Новосибирска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить Бомбенко Алексея Сергеевича /дата/ года рождения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.И. Котин
/подпись/
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-3646/2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска