Дело № 2-2940/2022
УИД 03RS0003-01-2022-001413-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 01 сентября 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием истца Шатровой О.В.,
представителя ответчика Иткулова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Шатровой Оксаны Валерьевны к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о выплате недополученной страховой выплате, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Шатрова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о выплате недополученной страховой выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что Шатрова О.В. являлась работником ГБУЗ Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицинских катастроф в должности <данные изъяты>, стаж работы в данной должности составляет ДД.ММ.ГГГГ. Во время исполнения трудовых обязанностей истец контактировала с больными Covid-19, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ года по направлению участкового врача была госпитализирована в госпиталь для ковидинфицированных. После выписки из госпиталя проходила дополнительное лечение, поскольку в этой связи у нее появился <данные изъяты>, а также нарушения со стороны <данные изъяты>. Решила пройти обследование на профзаболевание, однако, ей отказывали, при этом у истца имелся акт Роспотребнадзора о профзаболевании. После ее звонка на горячую линию Минздрава с жалобой о проблеме ее обследовали и выдали заключение о профзаболевании. ДД.ММ.ГГГГ года истцу проведена экспертиза, согласно заключению которой у нее выявлена утрата 30% трудоспособности. Ответчик бездействовал, мотивируя отпуском сотрудника, медленным обновлением базы данных, тем самым затягивая назначение выплат. Выплаты были назначены с ДД.ММ.ГГГГ года. Также истцу не было предоставлено санаторно-курортное лечение либо сертификат на 49 000 рублей. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред.
Просит суд: взыскать с ответчика страховые выплаты недополученные с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 202 962 рубля; обязать ответчика произвести перерасчет страховых выплаты с ДД.ММ.ГГГГ года; назначить санаторно-курортное лечение либо выдать сертификат номиналом 49 000 рублей; произвести компенсацию средств, затраченных на платное медицинское обследование – 4 954 рубля; взыскать компенсацию морального вреда – 1 000 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг – 103 990 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФБУ науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека».
В последующем Шатрова О.В. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, и с учетом уточнения исковых требований просит суд: взыскать с ответчика ежемесячные страховые выплаты с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить санаторно-курортное лечение истцу; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда – 1 000 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг - 144 700 рублей.
Представитель третьего лица ФБУ науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. На основании положений, предусмотренных ст.ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Истец Шатрова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Иткулов И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав пояснения и доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации следует, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ч.2 ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1 ст.41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» следует, что профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
Частями 1, 2, 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным или лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законным или уполномоченным представителем заявления на получение обеспечения по страхованию. Если указанное заявление направляется по почте, днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законного или уполномоченного представителя с указанием в этом заявлении выбранного периода для расчета ежемесячных страховых выплат. Заявление подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг. Одновременно с заявлением страхователем или вышеуказанными лицами представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке):
документ, удостоверяющий личность гражданина;
акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
заключение государственного инспектора труда;
судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) - при отсутствии документов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, либо для установления факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, произошедших с лицом, осуществляющим работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, по договору авторского заказа;
трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, или иной документ, подтверждающий нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;
гражданско-правовой договор, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договор авторского заказа, предусматривающие уплату страховых взносов страховщику;
свидетельство о смерти застрахованного, иные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
выданное в установленном порядке заключение о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным;
извещение медицинской организации об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
справка (иной документ) о заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат;
программа реабилитации пострадавшего;
документы, подтверждающие расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного;
документ, подтверждающий, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;справка образовательной организации о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного обучается в этой образовательной организации по очной форме обучения;
заключение учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
решение суда, подтверждающее факт нахождения на иждивении;
документ, подтверждающий полномочия законного или уполномоченного представителя застрахованного или законного или уполномоченного представителя лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, - в случае подачи заявления таким представителем.
Документы, необходимые для назначения обеспечения по страхованию, подаются страхователем (застрахованным или лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законным или уполномоченным представителем) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного уполномоченным на подписание такого документа должностным лицом органа (организации) тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания этих документов.
Перечень документов (их копий, заверенных в установленном порядке), указанных в настоящем пункте и необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее десяти календарных дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух календарных дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их копий, заверенных в установленном порядке) по определенному им перечню. О принятом решении страховщик уведомляет застрахованного в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, Шатрова О.В. является работником ГБУЗ Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф, занимает должность – медицинская сестра-анестезист.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о случае профессионального заболевания, из которого следует, что Шатровой О.В. установлен заключительный диагноз: пневмофиброз S4 правого легкого как исход внебольничной двусторонней полисегментарной пневмонии, средней степени тяжести, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вирус идентифицирован. Профессиональное заболевание установлено ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца.
ДД.ММ.ГГГГ Бюро № – филиал <данные изъяты> выдана справка серии МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 30% в связи с «Профессиональное заболевание от ДД.ММ.ГГГГ», акт о профессиональном заболевании от ДД.ММ.ГГГГ, срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу подготовлена программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику предоставлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате истца для назначения страховых выплат.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года извещение об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания № от ДД.ММ.ГГГГ и медицинское заключение № от ДД.ММ.ГГГГ год на имя Шатровой О.В. возвращены ответчиком главному врачу ФБУ науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека» для указания кода по МКБ 10 в соответствии с приказом РФ от 27 апреля 2012 года №417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний».
ДД.ММ.ГГГГ ФБУ науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека» направлены документы Шатровой О.В. с внесенными изменениями, просят ранее выданное медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ № и извещение от ДД.ММ.ГГГГ № считать недействительными. К письму приложены извещение от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о случае профессионального заболевания, которым установлены факты, аналогичные изложенным в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику предоставлена выписка из акта освидетельствования.
Заключением ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что выявленное у истца профессиональное заболевание связано с производством и подлежит квалификации как страховой случай.
ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение по назначению выплат пострадавшему от профессионального заболевания Шатровой О.В. с указанием размера выплат.
ДД.ММ.ГГГГ Шатровой О.В. подано заявление в ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ о назначении единовременной и ежемесячных страховых выплат.
Приказом ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-В Шатровой О.В. назначена единовременная страховая выплата в сумме 37 467, 18 рублей.
Приказом ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ №-В от ДД.ММ.ГГГГ Шатровой О.В. назначена ежемесячная страховая выплата в сумме 25 370, 25 рублей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; получателю установлено 30% профессиональной трудоспособности на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-В указано выплатить Шатровой О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 38 055, 37 рублей.
Приказом ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-В Шатровой О.В. выдана путевка № в ФБУ <данные изъяты> с заездом ДД.ММ.ГГГГ на 21 день по цене 0 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Шатрова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения.
Приказом ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-В Шатровой О.В. произведена оплата дополнительных расходов на проезд застрахованного лица к месту предоставления санаторно-курортного лечения в сумме 5 045 рублей до ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела, факт наличия профессионального заболевания с утратой трудоспособности на 30% установлен истцу ДД.ММ.ГГГГ, о чем на основании проведенного освидетельствования выдана справка серии МСЭ-№ №, тем не менее ежемесячная выплата произведена лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом вина истца в непредоставлении либо ненадлежащем предоставлении документов не установлена, от проведения освидетельствования она не уклонялась, документы ответчику направлены ФБУ науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека». Истец ответственность за правильность их составления не несет и как застрахованное лицо вправе требовать возмещения ежемесячных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ – дня возникновения у нее такого права.
Оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу санаторно-курортное лечение суд не усматривает, поскольку отказ ответчика в удовлетворении заявления истца о назначении лечения не выносился, решением ответчика указано о проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с выданной истцу программой; санаторно-курортная карта, направление на санаторно-курортное лечение истцом в материалы дела не представлены.
Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Поскольку ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ не является причинителем вреда истцу, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании п. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая характер спора, объем выполненной работы представителем истца, в том числе: участие в судебных заседаниях, представление доказательств, оформление искового заявления, жалоб, в разумных пределах суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
уточненные исковые требования Шатровой Оксаны Валерьевны (СНИЛС №) к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о выплате недополученной страховой выплате, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Шатровой Оксаны Валерьевны ежемесячные страховые выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Шатровой Оксаны Валерьевны расходы на оплату юридических услуг в размере 30000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шатровой Оксаны Валерьевны – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Искандарова Т.Н.
Мотивированное решение суда составлено 08 сентября 2022 года.